Решила эту статью сюда...
Источник LostFilm.INFO
Путеводитель по страху: зомби-трэш
Наша маленькая планета поделена на две равные части. Нет, не на мужчин и женщин и не на бедных и богатых. А на тех, кто любит фильмы про зомби, и тех, кто не понимает в этом ничего!
Сегодня Lost.Film.info порадует поклонников классического жанра кино и приверженцев субкультуры зомби, при этом не пытаясь вызвать часоточного раздражения у всех, кто не в теме.
Представляем «Ночь живых», или 10 лучших классических фильмов про зомби, на наш скромный не-вудуистский взгляд.
Порожденный древним африканским культом вуду, nzambi на языке банту означает «душа мертвеца». Могущественные африканские колдуны, способные обращать в рабство воскрешенного с помощью ритуала мертвеца, не смогли предугадать одного: насколько зомби овладеют масскультурой западноевропейского мира. Впрочем, мнение о том, что мертвец может вернуться в мир живых, дабы отомстить обидчику, бытовало во многих культурах на протяжении всей истории человечества.
Сразу оговоримся: в фильмах хозяева (колдуны) не прижились, и зомби в западном кинематографе превратился в существо, не способное мыслить, ощущать и принимать решения и не подчиняющееся никому. Чаще всего, это оживленный фантастическим образом труп или живой человек, утративший над собой контроль. Что важно - полностью утративший. Питаются зомби простой, но калорийной пищей – живым человеком. Движения классического зомби замедленны, мозг мертв, память о прошлой жизни либо отсутствует вовсе, либо дискретна.
Сюжеты фильмов про воскресших мертвецов-людоедов, как правило, не отличаются оригинальностью. Обычно в центре событий - небольшая группа людей, которая пытается выжить в окружении полчищ агрессивных зомби, желающих поживиться человечинкой. Однако часто такие фильмы получали политическую и социальную окраску, особенно в 70-80-е годы, в период активной «пропаганды» различных научных экспериментов. Создание смертоносных вирусов, разрушительно влияющих на человеческий мозг, крушение цивилизации в результате техногенной катастрофы и т.д. порождали своеобразные антиутопии на злобу дня.
Современный архетип неразумного, но целеустремленного зомби в западной массовой культуре во многом был определен фильмом Джорджа Ромеро Ночь живых мертвецов. Классические «ромеровские зомби» всегда играют с главными героями в игру «тупой еще тупее». Медленные, синюшные, туповатые, они разбредаются куда попало и разбрасывают свои оторванные конечности по всему широкому экрану.
Ночь живых мертвецов (1968)
Слоган: «Они идут за тобой, Барбара!»
Тяжелая «ночка» стала образцом для создания фильмов этого жанра. В основе сюжета - роман Джона Руссо «Ночь живых мертвецов», в режиссерском кресле – дебютант американец Джордж А. Ромеро. Фильм был снят в черно-белом цвете, и кровавые сцены фильма, насыщенные каннибализмом, были приправлены политическим подтекстом. Результат – звание «классика жанра» и организованное движение против демонстрации фильма на широких экранах. В 2005 году фильм был полностью перенесен в цвет.
Сюжет:
Космический корабль НАСА подхватил по дороге домой вирус на планете Венера. В результате глобальной катастрофы на Земле появляются существа, похожие на восставших из могил мертвецов. Девушка Барбара со своим братом Джонни приехали навестить могилу их отца и тут же подверглись нападению со стороны зомби. Барбара успевает укрыться в доме, в котором уже собралась группа людей – афроамериканец, семья из трех человек с ребенком, уже укушенным зомби, и влюбленная пара. Никому из окруженного дома выйти не суждено…
Подбор актеров осуществлялся из местных театров Питтсбурга - родины Ромеро. Актерам-зомби вручили $1 доллар и футболку с надписью «Я был зомби в картине Ночь живых мертвецов». Авторские права на фильм не были зарегистрированы, поэтому картина является общественным достоянием. А кровь, льющаяся буквально изо всех щелей, представляет собой шоколадный сироп «Боско».
Рассвет мертвецов (1978)
Слоган: «Когда в аду не хватит места - мертвецы выйдут на землю»
Спустя 10 лет Ромеро решил разработать золотоносную зомбо-жилу и снял второй классический шедевр. Фильм собрал $40 млн долларов при бюджете $1,5 млн. На самом деле денег на фильм ушло в три раза меньше, сумма же была завышена исключительно в маркетинговых целях. Король ужаса итальянец Дарио Ардженто (Кровь невинных) лично занимался прокатом за рубежом и использовал свою версию этой картины, которая целиком длится 170 минут, для проката в Европе. Потрясающий грим и спецэффекты в исполнении хорошего друга Ромеро Тома Савини способствовали оглушительному успеху фильма.
Сюжет:
Сколько бы ни было споров вокруг «тупых ромеровских зомби» и не менее «тупых его героев», надо отдать должное психологизму его фильмов. Психология взаимоотношений между главными героями, запертыми в огромном торговом центре, выходит на первый план. И только потом добавляются «живые трупы», разгуливающие на этот раз по всему земному шару. Четыре человека – двое полицейских, тележурналистка и пилот – пытаются выжить в с ума сошедшем мире. Через несколько часов один из героев станет тем, кого они убивают походя. Ничем не лучше плотоядных чудовищ окажутся и байкеры, единственным желанием которых является жажда наживы и насилия.
У фильма была альтернативный финал, в котором Питер и Фрэн совершают самоубийство, но Ромеро посчитал, что он будет выглядеть слишком мрачно, и в итоге главные герои спаслись. Режиссерская версия фильма входит в список «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть». В торговый центр в Монроэвилле (штат Пенсильвания) до сих пор приходят фанаты фильма и бродят по нему, притворяясь зомби.
Рассвет мертвецов (2004)
Слоган: Когда ремейк лучше оригинала…
Нельзя не остановиться на ремейке фильма Ромеро. Многие фаны убеждены, что создателю человека из стали Заку Снайдеру удалось переплюнуть оригинал.
Сюжет повторяется в общих чертах: маленькая группа людей в здании торгового центра отражает атаки зомби, всеми силами пытаясь выжить.
Грим, динамика сюжета, драматические взаимоотношения героев и толпы голодных, дерзких и резких чудовищ плюсуются Снайдеру с лихвой.
Зловещие мертвецы (1981)
Слоган: «И у холмов есть глаза»
Классический низкобюджетный фильм ужасов от режиссера Сэма Рэйми включает элементы триллера и черного юмора. Нынешний творец трех серий про человека-паука в начале своей карьеры увлекался фильмами совсем другого жанра. Юный подражатель лентам Джорджа Ромеро и Дарио Ардженто сумел стать популярным среди обожателей страшных зрелищ и даже критиков, хотя его заслуги явно переоценивают. Трилогия про «зловещих мертвецов» считается одной из вершин жанра ужасов 1980-х. Два продолжения – Зловещие мертвецы-2 (1987) и Армия тьмы (1992). Самая лучшая часть, по всеобщему признанию, - вторая.
Сюжет:
Пятеро студентов приезжают в заброшенный дом в лесу и обнаруживают в подвале Книгу мертвых и магнитофонную запись с заклинанием на неизвестном языке, которую тут же прослушивают. Раньше в хижине жил профессор-историк, увлекающийся, как оказалось, опасными артефактами. С наступлением темноты ты к домику в густой лесной чаще начинают сходиться те, кого вызвал голос на пленке. Демоны вселяются в людей. Зомби атакуют.
В качестве крови в фильме использовалась смесь из молочного порошка, сиропа «Karo» и пищевого красителя, а внутренности зомби – это залитая зеленой краской кукуруза.
Зловещие мертвецы-2 (1987)
Слоган: «Прощай, руки!»
Продолжение фильма 1979-го года начинается с переделанного пересказа первой части. Эшли – один из пятерых студентов, который выжил в заброшенном доме.
Почти весь фильм он единственный герой на экране, не считая зомби-подружки Линды и ее сотоварищи, скрипящих дверьми. Надо было постараться привлечь внимание зрителей, и на помощь приходит черный юмор, ирония и сарказм, удачно встроенные Рэйми в картину. Это и битва Эшли со своей одержимой рукой, и «смеющаяся комната», которая постепенно сводит героя с ума, и обычные визуальные шутки. Когда Эшли поймал свою руку, зритель видит поверх стопки книг «Прощай, оружие!» Хемингуэя, название которой можно перевести, как и «Прощай, руки!».
В фильме впервые появляются известные сейчас самым юным киноманам термины - Некрономикон (так называют Книгу мертвых) и дедайт - существо, одержимое кандарийским демоном. Дедайты популярны в многочисленных видеоиграх и комиксах, основанных на Зловещих мертвецах.
Возвращение живых мертвецов (1985)
Слоган: «Мозги! Отдай мне свои мозги!»
Режиссер Дэн О`Бэннон снимал явную пародию на фильмы Ромеро и наверняка не предполагал, что его «мертвецы» обретут продолжение аж в пяти частях. Когда страшно и ужасно смешно – что еще нужно для здорового организма, выбрасывающего адреналин? Зрители любят этот классический фильм.
Сюжет картины закручен вокруг бочек с химикатами, которые были потеряны военным ведомством, и содержит явный социальный подтекст. Разумные (это что-то новенькое!) говорящие зомби появляются в результате попадания в атмосферу вредных веществ. Их интересуют только человеческие мозги…
28 дней спустя (2003)
Слоган: «fast zombies, rage zombies»
Постапокалиптическая аллегория снималась в Туманном Альбионе и вдохновлена фильмами времен «холодной войны» и ядерной угрозы… Отдавая дань классическим зомби-фильмам, режиссер Дэнни Бойл ввел новый тип «быстрых, «бешеных» зомби (fast zombies, rage zombies). Это дало зомби-жанру новое дыхание - «быстрых» зомби в последующем стали активно использовать в компьютерных играх и фильмах.
Сюжет:
Наши дни, Великобритания. Группа «защитников животных» вторгается в центр исследования приматов и выпускает из научной лаборатории обезьяну, зараженную смертельным вирусом агрессии, которая кусает одного из персонажей. Вирус передается через кровь за считанные секунды, превращая зараженных людей в кровожадных зомби. Через месяц вирус распространяется по всей территории Великобритании. Четверка выживших пытается спастись и прячется в заброшенном доме.
Многим зрителям фильм запомнился кадрами опустошенного Лондона. Обреченность и фатальность. От судьбы, как и от зомби, не убежишь.
Король мертвецов («Зомби по имени Шон») (2004)
Слоган: Романтическая комедия с зомби и крикетной битой
Половина лучших фильмов о зомби – это пародии на этот жанр. Парадокс, но факт. Само название британской картины Shaun of the Dead - прямой намек на фильм Ромеро Рассвет мертвецов (Dawn of the Dead). Режиссер Эдгар Райт откровенно и остроумно спародировал классику жанра хоррора.
Экшн-комедия рассказывает о парне по имени Шон, жизнь которого настолько же обычна, насколько неинтересна. Проблемы с девушкой и родными, а также «дразнилки» на работе толкают парня задуматься над смыслом жизни. Но как только он составляет список «добрых дел», наступает апокалипсис. У Шона появляется шанс стать героем, который спасет все человечество и любимую девушку от кусак зомби. Парень берет в руки крикетную биту!
Земля мертвых (2005)
Слоган: «Мертвецкий патруль»
Ответ «чемберлена» Ромеро на Зомби по имени Шон не заставил себя ждать. Картина стала четвертым фильмом в серии Джорджа Ромеро, посвященной борьбе кучки выживших людей с ордой кровожадных живых мертвецов. Эту ленту заранее рекламировали как триумфальное возвращение в кино американского режиссера.
Начало Земли мертвых носит фантастический характер в стиле антиутопий «войны миров». В постапокалиптическом мире Ромеро люди живут за колючей проволокой в городе, охраняемом военным ведомством. Тонкое чувство кинематографического стиля и внутреннего ритма, к сожалению, теряется по ходу действия. Земля мертвых - социальная притча, политический лозунг Ромеро читается легко: режиссер изучает классовый конфликт и его возможные последствия. Даже в захваченном зомби мире основная угроза для людей исходит от людей же.
В первоначальном сценарии присутствовала сцена с канализационными крысами, которые превращались в зомби. Одну из главных ролей сыграла дочь Дарио Ардженто (сопродюсера Ромеро) Азиа. А корреспондентке издания USA Today Сюзэен Вложиной пришлось провести 100 минут в гримерном кресле, прежде чем сняться в одной сцене.
Добро пожаловать в Zомбилэнд (2009)
Слоган: «Мочи наверняка»
Режиссер Рубен Флейшер снова разорил Америку с помощью живых мертвецов. По улицам ходят обезумевшие зомби в поисках пищи, а сама еда (оставшаяся горстка людей) скитается по стране от побережья к побережью, сражаясь с монстрами.
Zомбилэнд вобрал в себя все необходимые детали и качественный материал для хорошей отвратной истории, которая скорее позабавит вас, нежели напугает. Страшно хорош! Сочные картины обезображенных лиц, по которым стекает непонятного происхождения смесь, вызывают действительное отвращение. Создатели фильма добились нужного им эффекта. Высококачественная сатира на узнаваемые типажи и истории. По сути это роуд-муви с рефлексирующим закомплексованным героем-неудачником, крепким мужиком из боевика и обворожительными девушками аферистками в придачу. Отменный юмор, циничные милые герои, веселые приключения. Плюс куча тупых зомби!