О сериалах и не только

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нуар / Noir

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

http://s48.radikal.ru/i121/1102/34/0e768fd5c8fc.jpg

Нуа́р (фр. film noir — «чёрный фильм») — направление в американском кинематографе 1940-х — начала 1950-х годов, которое запечатлело атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, свойственную для американского общества после Великой депрессии и в годы Второй мировой войны.

Эпоха классического нуара заключена между фильмами «Мальтийский сокол» (1941) и «Целуй меня насмерть» (1955). На создании нуаров специализировались режиссёры Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг; свой вклад в развитие жанра внесли такие крупные мастера, как Билли Уайлдер и Альфред Хичкок. Эталонные образы частных детективов и негодяев в фильмах этого направления создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. «Роковых женщин» в нуарах играли почти все голливудские кинодивы того времени, в частности, Рита Хейворт, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик и Джин Тирни.

В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приемы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма (таких фильмов, как «М» Фрица Ланга)[1]. Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени. Фильмы-нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии.

+2

2

http://i006.radikal.ru/1102/45/035c191f1e91.jpg

Терминология и определения
Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 году для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[2]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило, ночных. Женщины, как правило, выступают в качестве лживых персонажей, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют действия главных героев мужского пола.

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный периоды, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.

В зависимости от выбранной дефиниции к нуару относят либо не относят проблемные с жанровой точки зрения фильмы — это триллеры в стиле Хичкока (от «Ребекки» до «Ночи охотника»), достаточно лёгкие, не лишённые оптимизма романтические ленты на военно-шпионские темы (как, например, знаменитая «Касабланка», «Иметь и не иметь» Г. Хоукса, «Дурная слава» Хичкока), а также остросюжетные триллеры, действие которых происходит в викторианскую эпоху («Газовый свет» Дж. Кьюкора, «Подозреваемый» и «Винтовая лестница» Р. Сьодмака).

0

3

Художественные особенности

http://s47.radikal.ru/i116/1102/7c/9c0b2360e153.jpg

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:
Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.

В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.

Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.

В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки, «под голландским углом».

«Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн).

Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.

Мотив воды: дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар. Клубы дыма и туман (в нуарах часто курят) не только добавляют фильму загадочности, но и частенько скрывают обшарпанные декорации.

Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации (часто это следствие спешки съемочной группы либо экономии на услугах сценаристов).

0

4

Классический голливудский нуар

Ранний нуар
июль 1940 — «Они ехали ночью» Рауля Уолша
август 1940 — «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера (часто называется первым «истинным» фильмом-нуар)
октябрь 1941 — «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона (эталон жанра)
май 1942 — «Оружие для найма» Фрэнка Таттла
октябрь 1942 — «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
январь 1943 — «Тень сомнения» Альфреда Хичкока

Зрелый нуар
февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака
сентябрь 1944 — «Двойная страховка» Билли Уайлдера
октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга
ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга
декабрь 1944 — «Убийство, моя милая» Эдварда Дмитрыка
сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса
октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера
ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера и «Объезд» Эдгара Г. Ульмера
декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Сталя, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга
февраль 1946 — «Гилда» Чарльза Видора
апрель 1946 — «Голубой георгин» Джорджа Маршалла
май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды»Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса
июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса, «Дурная слава» А. Хичкока и «Убийцы» Р. Сиодмака[2]
октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака
ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли
январь 1947 — «Девушка в озере» Роберта Монтгомери
июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена
июль 1947 — «Одержимая» Кёртиса Бернхардта
сентябрь 1947 — «Тёмный коридор» Делмера Дейвса
ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра
май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена
июнь 1948 — «Леди из Шанхая»О. Уэллса
июль 1948 — «Риф Ларго» Дж. Хьюстона
сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» Анатоля Литвака и «Плач города» Р. Сиодмака
декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски
январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака
сентябрь 1949 — «Белая горячка» Р. Уолша
ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера

Поздний нуар

январь 1950 — «Без ума от оружия» Джозефа Льюиса и «Дело Тельмы Джордон» Р. Сиодмака
апрель 1950 — «Мёртв по прибытии» Рудольфа Мате
март 1950 — «Дом у реки» Ф. Ланга
май 1950 — «Асфальтовые джунгли» Дж. Хьюстона и «В укромном месте» Николаса Рэя
июнь 1950 — «Там, где кончается тротуар» О. Премингера
август 1950 — «Бульвар Сансет» Б. Уайлдера
октябрь 1950 — «Тёмный город» Уильяма Дитерле
февраль 1952 — «На опасной земле» Н. Рэя
январь 1953 — «Ниагара» Генри Хатуэя
апрель 1953 — «Попутчик» Иды Лупино
октябрь 1953 — «Большая жара» Ф. Ланга
февраль 1955 — «Большой ансамбль» Дж. Льюиса
май 1955 — «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича
сентябрь 1955 — «Поцелуй убийцы» Стэнли Кубрика
май 1956 — «Пока город спит» Ф. Ланга и «Убийство» С. Кубрика
сентябрь 1956 — «За пределами разумного сомнения» Ф. Ланга
декабрь 1956 — «Не тот человек» А. Хичкока
июнь 1957 — «Сладкий запах успеха» Александра Маккендрика
май 1958 — «Печать зла» О. Уэллса

0

5

«Мальтийский сокол» (англ. The Maltese Falcon) — дебютный фильм режиссёра Джона Хьюстона (1941), который принято считать первым классическим фильмом-нуаром. Это третья по счёту и наиболее прославленная экранизация одноимённого романа Дэшиэла Хэммета (1930). Фильм сделал Хамфри Богарта звездой первой величины.

http://s011.radikal.ru/i318/1102/04/2aadf4ce2a94.jpg

Сюжет

Бриджит О’Шоннесси (Мэри Астор) обращается в детективное бюро Майлза Арчера (Джером Кауэн) и Сэма Спейда (Хамфри Богарт) для того, чтобы проследить за неким Фёрсби, якобы бежавшим с сестрой О’Шоннесси. В первую же ночь слежки Майлз Арчер убит из пистолета. Вскоре, Фёрсби находят мёртвым, и подозрение во втором убийстве падает на Спейда, однако полицейские не готовы предъявлять ему обвинение.

Вскоре после ухода полиции Спейда посещает некто Джоэл Кайро (Питер Лорре), человек с десятком паспортов и тёмным прошлым. Кайро предлагает Спейду контракт на поиск мальтийского сокола — редкой статуэтки, предполагая, что Спейд посвящен в её тайну. Спейд не имеет представления ни о соколе, ни о его тайне, но догадывается о связи между визитами Кайро, О’Шоннесси и смертью своего партнера, и принимает предложение Кайро.

Вскоре за соколом, кроме Спейда охотятся уже четверо — Кайро, О’Шоннесси, Толстяк, перед которым трепещут первые двое, да безликий бандит Уилмер у него на побегушках…

В ролях
Хамфри Богарт — Сэм Спейд
Мэри Астор — Бриджит О’Шоннесси
Глэдис Джордж — Айва Арчер
Питер Лорре — Джоэл Кайро
Сидни Гринстрит — Каспер Гатмен (Толстяк)
Бартон Маклейн — лейтенант Данди
Уорд Бонд — сержант Том Полхаус
Ли Патрик — Эффи Перрин, секретарша
Джером Кауэн — Майлз Арчер
Элайша Кук-младший — Уилмер Кук
Уолтер Хьюстон — капитан Якоби

0

6

http://i059.radikal.ru/1102/f4/b5c64a89567d.jpg

http://i068.radikal.ru/1102/de/7168cd551951.jpg

http://i001.radikal.ru/1102/30/638f55d34aae.jpg

+1

7

Ольчик, слушай, как интересно..!!! Я никогда не слышала о таком термине, как "нуар"! Надо же, оказывается было целое направление в кинематографе с таким названием!!! Перечитала список фильмов - многие названия мне знакомы, но ни одного фильма я не видела! А вот интересно - снимали ли после 60-годов такие фильмы?
Кстати, судя по описанию операторских приемов, мне доводилось смотреть отрывки из таких фильмов, это точно! Спасибо тебе, дорогая, за такую интересную просветительскую тему!!! Если что-то еще найдешь о "нуаре" - с удовольствием познакомлюсь...!!! :yep:

0

8

Марина, просто мне самой стало интересно, мне много рассказывали и я решила углубиться, а сегодня посмотрела 

NatureIsLove написал(а):

«Мальтийский сокол»

. И скажу вот что, мне очень понравилось))

0

9

Марина написал(а):

А вот интересно - снимали ли после 60-годов такие фильмы?

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

«Выстрел в упор» Джона Бурмена
«Китайский квартал» Романа Поланского
«Подозрительные лица» Брайана Сингера[18]
«Просто кровь», «Перекрёсток Миллера» и «Человек, которого не было» братьев Коэнов
«Синий бархат» «Дикие сердцем», «Малхолланд Драйв», «Шоссе в никуда» Дэвида Линча
«Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона
«Memento» Кристофера Нолана
«Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга
«Таинственная река» Клинта Иствуда
«Дурное воспитание» Педро Альмодовара
«Гамлет идёт в бизнес» Аки Каурисмяки
«Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха
«Город грехов» Роберта Родригеса

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие штампы такого рода фильмов:
«Театральный фургон» Винсента Миннелли
«Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
«Голый пистолет» Дэвида Цукера
«Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
«Поцелуй навылет» Шэйна Блэка

0

10

Агааа....вот это уже более знакомо...!))

NatureIsLove написал(а):

«Подозрительные лица»

NatureIsLove написал(а):

«Залечь на дно в Брюгге»

NatureIsLove написал(а):

«Синий бархат»

NatureIsLove написал(а):

«Малхолланд Драйв»

Вот эти я смотрела... :yep: Однако должна сказать, что "Синий бархат" и "Малхолланд Драйв" мне не пришлись по сердцу, невзирая на то, что это Линч, что любить его считается пристижным....мне с большим трудом дались эти фильмы...

Кстати, мне ужасно нравится фильм "Кто подставил кролика Роджера?"!

0

11

Марина, я думаю тут , как  и во многом остальном- оригинал, классика жанра- всегда лучше, чем последкющие работы)

0