Джуно /Juno-2007 год
Беременная старшеклассница Джуно находит приятную семейную пару, желающую усыновить ее не рожденного ребенка. Перед девушкой встают совсем не детские вопросы: Что делать? Что будет лучше для ее ребенка и как найти себя? Джуно принимает необычное решение…
Рецензия:
Какие темы чаще всего поднимаются в молодежном кино? Те, которые, собственно, и волнуют подростков: любовь, секс, дружба, развлекуха, взаимоотношения с взрослыми, и, собственно взросление. Фильм «Джуно», в основном, о взрослении и любви, в меньшей степени о сексе и дружбе, и самую малость о развлечениях.
Молодежная тема в кино обычно разрабатывается либо в виде разгильдяйских похабненьких комедий, либо в виде серьезных опусов, поднимающих актуальные проблемы отроков. Фильм «Джуно», скорее, относится ко второй категории, но только отчасти. Это типичное кино о взрослении: нелегком, болезненном, как роды, которые здесь играют роль метафоры, символа перехода в мир взрослых. В фильме вообще много метафор, например, постоянно пробегающая в кадре школьная команда бегунов, символизирующая, то ли необходимость постоянного движения вперед, то ли мысль о том, что жизнь продолжается независимо от проблем, то ли еще что-то.
Несмотря на заявленную серьезность, «Джуно» – кино легкое, не бьющее по серому веществу. Авторы изначально создают настрой не оставляющий сомнений – здесь не будет, ни надрывной мелодрамы, ни тяжеловесного утомительного пафоса. За что им большое спасибо. Повествование ведется легко и увлекательно. МирСоветов хотел бы подчеркнуть, что при постановке фильме «Джуно» довольно успешно удалось избежать соблазна сосредоточиться на демонстрации физических и моральных мучений девочки, попавшей в затруднительное положение, терпящей осуждение и непонимание общества и родителей. Это кино совсем о другом: о взрослении подростков, переоценке ценностей, изменении восприятия окружающего мира и т.п. Фильм «Джуно» вызывает в памяти лучшие образцы проблемного подросткового кино, коими славились 80-е: «Обеденный клуб» (The Breakfast Club, 1985), «Выходной Ферриса Бьюлера» (Ferris Bueller’s Day Off, 1986), поставленные режиссером Джоном Хьюзом, умевшим мастерски совмещать серьезную полемичность с легким юмором и молодежным стилем.
Особое место в фильме занимает музыка. Главная героиня и один из приемных родителей – Марк, страстные меломаны и музыканты. В кадре постоянно слышны мощные рок композиции, любимые ими. За кадром же звучит лиричный минималистский акустический фолк рок, очень удачно вписывающийся в неторопливое, визуально выверенное повествование, и как бы иллюстрирующий истинные ощущения и настроение героев фильма. Определенно – это один из лучших кино-саундтреков года.
Джуно, главная героиня, создана авторами явно с оглядкой на целую галерею неприкаянных, эксцентричных, юных нон конформистов, населяющих кино- и литературную классику. Начиная Холденом Колфилдом из романа «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера и заканчивая практически любым персонажем вечно молодого Джеймса Дина – суперзвезды кино шестидесятых, погибшего в юном возрасте в автокатастрофе. Наша Джуно – у которой даже имя не как у всех: в честь героини греческой мифологии Юноны – тоже бунтарь. Правда, бунтарь мелковатый, можно даже сказать мелко пакостный: весь ее протест сводится к заполнению нечистотами любимой вазы мачехи и несколько грубоватому юмору. Да и причин для протеста у нее мало – родители (в том числе и мачеха) понимающие и любящие, друзья преданные, ситуация складывается не самым худшим образом. Была, правда, парочка косых взглядов со стороны представителей ханжеской общественности, ну так это вполне объяснимо. Тем более что Джуно барышня не робкого десятка – в обиду себя не даст. Ее сопротивление окружению выражено в фильме образно: по ходу действия ей часто приходится идти, даже продираться сквозь толпу, как будто норовящую сбить ее с ног или утащить с собой в обратном направлении.
Протестность и бунтарство в фильме «Джуно» получаются несколько стереотипными, дежурными – по принципу: «потому что так принято». Но МирСоветов не будет осуждать авторов, времена, чай, не революционные – можно побузить без идейного обоснования, просто так.
Джуно повсюду ходит с курительной трубкой в зубах, которую, правда, не закуривает. Это «привет» от другой заметной героини молодежного киноандеграунда – персонажа фильма «Русалки» (Mermaids, 1990) Шарлот Флэкс, сыгранной Вайноной Райдер. Та, помнится, вне зависимости от погоды и места пребывания всегда носила большие резиновые сапоги.
В общем, как видим, с «родословной» у Джуно все в порядке. Сама-то она не столь величественна как ее литературно-киношные «предки», но все же мила и достойна внимания.
Фильм не лишен визуальных изысков: длинные статичные кадры, изобретательный монтаж и т.п. радуют глаз, но, при этом, выглядят немного нарочито – реверансом в сторону фестивального стиля, арт-хаусности. Маленький бюджет, студия, специализирующаяся на независимом кино, опасная с точки зрения общественной морали тема – все указывает на то, что фильм проходит по категории независимого кино. Однако, независимость эта все больше показная: как бы независимая студия – по сути, является подразделением голливудского гиганта «20 Век Фокс», да и сюжетная канва выходит на проторенную дорогу, поворачивая в сторону того, что можно назвать правильной развязкой – в традиционно голливудском ключе: все хорошо и все довольны.
С другой стороны, не этого ли мы хотим от жизни: что бы сложные ситуации разрешались легко и органично, чтобы не оставалось обиженных и обделенных, чтобы все были удовлетворены. Перед Джуно стоял выбор: либо сделать аборт, вообще не позволив ребенку родиться, либо выносить его, дать новую жизнь, и, при этом осчастливить женщину мечтающую стать матерью. Она выбрала второе, при этом, родив, и сама переродилась. Пережить беременность и роды – это не только счастье, но и страдание, но страдание очистительное, обновляющее – таков авторский посыл. И тот факт, что такая развязка кажется многим неубедительной, не слишком парадоксальной и скандальной – не проблема фильма, это наша, зрителей, проблема: страдаем, наверно, излишним цинизмом.
Фильм «Джуно» большинству зрителей понравился – фильм сделал хорошую кассу и получил несколько номинаций на премию «Оскар», в том числе и в категории «Лучший фильм года».
Актерский состав
В фильме целая галерея замечательных образов. Особое внимание следует уделить Эллен Пэйдж, исполнительнице роли Джуно. По настоящему зрелая впечатляющая игра. Умная, дерзкая, ироничная Джуно является настоящим украшением фильма. За эту роль Пэйдж получила номинацию на премию «Оскар».
Под стать ей и партнеры по фильму. Приятно удивила Дженифер Гарнер, исполняющая роль Ванессы Лоринг. Мы привыкли видеть ее либо в образе крутой экшн-леди как, например, в сериале «Шпионка» (Alias) и фильме «Электра» (Elektra, 2005), либо смазливой барышни, симпатично хлопающей ресницами («Из 30 в 13»). В «Джуно» она просто преобразилась: серьезная, возвышенно страдающая, чопорно-сдержанная леди, чарующая строгой красотой. Серьезная роль серьезной актрисы. Гарнер доказывает – настоящие женщины с возрастом становятся только красивее. МирСоветов рекомендует не проследить и за игрой Оливии Тирлби, исполняющей роль Леи – подруги Джуно, глаз не оторвать.
Фильм «Джуно», осваивая территорию молодежной социальной драмы, умело избегает подстерегающих его здесь проблем. Киноленту отличает жизнерадостная атмосфера и тонкий остроумный юмор.