Уже давно была мысль сделать подобную тему, но все никак не находилось времени, а тут наткнулась на одну статью и все не выходила она у меня из головы... Итак...
Робин Гуд
Сначала немного истории. Предупрежу сразу, что об этом герое очень много противоречивой информации, выбрала наиболее, на мой взгляд, приемлемую...
Робин Гуд уже давно стал именем нарицательным. И в воображении каждого из нас прочно засел канонический образ благородного вора и отважного защитника угнетенных. Что, впрочем, не мешает режиссерам всего мира уже более 10 раз интерпретировать этого персонажа по-своему.
Личность прототипа этих баллад и легенд не установлена. Предположительно, он жил в начале XIV века, во время правления короля Эдуарда II, или даже позже: в одной из баллад действует королева Кэтрин, которую иногда отождествляют с Екатериной Арагонской (1485—1536). Однако в настоящее время наибольшей популярностью пользуется художественная версия Вальтера Скотта, согласно которой Робин жил во второй половине XII века (то есть был современником Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного). В пользу первой версии и против версии Скотта говорит ряд исторических деталей: так, соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не раньше XIII века.
Баллады о Робине Гуде были записаны ещё в XIV веке, что обусловило сравнительно небольшую вариативность сюжетов. В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робине Гуде.
По одной из версий, Робин был йоменом, то есть свободным крестьянином, в других версиях он предстаёт несправедливо обездоленным дворянином, чаще всего — графом Хантингтонским.
Родиной Робина Гуда называют селение Локсли, по названию которого иногда именуют и самого Робина — Робином Локсли. Его лесная армия насчитывает несколько десятков вольных стрелков. Все они — отличные лучники, смелые, изобретательные и по-своему благородные люди.
Наиболее популярными героями этого эпоса, наряду с самим Робином Гудом, являются его помощники: Маленький Джон (также: Малыш Джон, Малютка Джон, Крошка Джон), Брат Тук — монах или священник (?), Уилл Скарлет (также: Скарлок, Скэдлок, Скэтлок), Мач, сын мельника, Алан из Лощины (Алан-э-дэйл) и жена (подруга) Робина — дева Мэриан. Главными противниками разбойников являются шериф Ноттингемский и рыцарь Гай Гисборн.
Этимология
Слово «hood» по-английски означает «капюшон» и указывает на элемент одежды Робина Гуда и с ошибочной русской этимологией от англ. «good» — «хороший» связано только схожим звучанием. Вообще «hood» — это не только капюшон, но и несколько других подобных головных уборов — башлык, чепец, клобук, шлем человеческий или конский (главное, чтоб он закрывал / защищал всю голову). Робин Гуд и его противник Гай Гисборн носят головные уборы, называющиеся одним и тем же словом — капюшон и рыцарский шлем. Но у слова «hood» есть и переносный смысл — «скрывать (накрыть капюшоном)».
Слово «robin» переводится как «малиновка», но возможно, что имя героя — результат переосмысления выражения «Rob in hood» — «Роб (Роберт) («rob», «robber» также означает «грабитель») в капюшоне». Так Робина назвала Мэриан, когда он выиграл турнир лучников и провозгласил её королевой турнира.
Оба названных значения, hood-капюшон и robin-малиновка, обыграны в популярном телесериале «Робин из Шервуда» («Robin of Sherwood», Великобритания, 1984—1986), где главный герой часто называется «Робином в капюшоне».
Известна также ассоциация Робина Гуда с Робином Добрым Малым (Паком).
Также, согласно книге «Робин Гуд» Стивена Р. Лоухеда, слово «гуд» на кельтском языке означает «колдун».
ГИБКАЯ ИСТОРИЯ
Вероятно, самое удивительное в истории Робин Гуда то, что он существовал на самом деле. После долгих поисков в архивах британским ученым удалось обнаружить некоего лесника по имени Робин Гуд из Уэйкфилда, который оказался вне закона, когда принял участие в провалившемся восстании графа Томаса Ланкастерского.
Этот Робин Гуд орудовал в лесах неподалеку от Ноттингема и мог знать реальных бандитов по имени Уилл Скарлетт и Маленький Джон - выходцев из тех же краев. Несколько лет спустя Робин Гуд получил королевское прощение и стал слугой государя. Но вскоре жизнь при дворе ему надоела, и он вернулся в леса, где провел два десятилетия, пока не был убит по наущению влиятельной монахини, кузины его жены Матильды. Последняя, возможно, также была известна под именем Мэриан.
Конечно, это не тот Робин Гуд, которого мы помним по «Принцу воров». Выходец из Уэйкфилда был простолюдином, а не дворянином, и он жил во времена Эдварда II (помните принца в «Храбром сердце»?), на 150 лет позже правления Ричарда Львиное Сердце. Однако Робин из Уэйкфилда точно соответствует описаниям древнейших баллад о Гуде. И мы знаем, что в XII веке большой лук еще не был символом английского воина.
Казалось бы, историки могли поздравить себя с открытием и успокоится. Однако они копнули глубже и выяснили, что считавшиеся более поздними легенды о Робине-аристократе также имеют реальную основу. Причем несправедливо обиженный, а потом прощенный дворянин-бандит действительно жил во времена Ричарда Львиное Сердце! Правда, его звали не Робин, а Фолк Фиц-Уорин. Но в остальном он был очень похож на героя «Принца воров».
И это было только начало. При пристальном изучении в средневековой британской истории обнаружились полчища лесных бандитов, именовавших себя Робин Гудами, и людей с другими именами, но с узнаваемой по легендам судьбой. Именно поэтому баллады о Робине были столь популярны. Помимо романтики и приключений в них чувствовалась правда жизни. Ведь в эпоху феодальных войн и свирепствующих шерифов даже честнейший человек мог оказаться вне закона.
Кому в позднее Средневековье жилось хорошо, так это монахам. Особенно «менеджерам среднего звена» - аббатам крупных монастырей, которые не лезли в политику и наживались, давая деньги в долг и конфискуя имущество неплательщиков. Это сочетание показной набожности и предпринимательской жестокости всем остальным было столь ненавистно, что в древнейших легендах о Робин Гуде именно аббаты и монахи оказывались главными противниками героя. Который, как подчеркивалось в балладах, был искренне верующим христианином, презирающим фарисейство.
Когда в XVI веке католичество сменилось англиканством, а монастыри были разрушены, антиклерикальные настроения вышли из моды. Но Робин Гуд к тому времени был столь популярным персонажем, что спокойно пережил реформы. Правда, не без потерь. Именно тогда Робина начали «одомашнивать», превращать из жестокого (хотя и набожного) разбойника-простолюдина в рыцарственного аристократа, который грабит злодеев, чтобы раздавать деньги добросердечным беднякам. Поскольку ему нужны не золото и серебро, а законность и справедливость.
В том же XVI веке Мэриан, ранее в балладах не упоминавшаяся, стала ключевой героиней историй о Робине. Вероятно, имя Мэриан было позаимствовано из первомайских весенних торжеств. Робин Гуд был частью праздника как покровитель и защитник леса, а Мэрион было одним из имен Королевы Мая - выбираемой людьми непорочной красавицы. Сочинители не могли не поженить столь подходящих друг другу персонажей.
К XIX веку Робин Гуд окончательно «одомашнился» и превратился в юмористического героя - Остапа Бендера с луком. Но затем Вальтер Скотт опубликовал «Айвенго», где описал Робин Гуда англосаксом, борющимся с тиранией норманнских завоевателей. А поскольку Скотт был влиятельнейшим писателем, то Робин Гуд раздвоился. Одни авторы и сценаристы, следуя примеру классика, нагнетали в историях о Робине политический и социальный пафос. Другие же, идя по стопам доскоттовской традиции, видели в Гуде веселого сорвиголову, идеального персонажа детских книг и фильмов.
Источники: Википедия, seanconneryfan.ru/str2/statia79.html (РОБИН ГУД: ЛЕСНОЙ ЦАРЬ / ВСЕ ФИЛЬМЫ О РОБИНЕ ГУДЕ
Борис Иванов
Журнал «Total DVD», май, 2010 год)