Стивен Спилберг
БИОГРАФИЯ :
Стивен Спилберг родился 18 декабря 1947 года в Цинциннати, Огайо, США. Сын инженера-электрика, специализировавшегося на компьютерах, и концертной пианистки, он вместе с семьей переехал в Нью-Джерси, а оттуда в Феникс, будучи еще малышом.
С раннего детства он обожал кино, ставил домашние фильмы, а в 12 лет выдал первый любительский фильм со сценарием и актерами.
В 13 лет он выиграл конкурс 40-минутным военным фильмом "Побег в никуда", а через три года закончил "Огненный свет", амбициозный любительский фильм продолжительностью 140 минут.
Он снял пять фильмов во время учебы на кинофакультете в Калифорнийском Колледже (California State College), а профессиональным дебютом стал короткометражный фильм "Эмблин", показанный на кинофестивале в Атланте в 1969 году.
Успех фильма привел к контракту с Universal и большому объему работы на телевидении, включая телефильмы "Дуэль" и "Что-то злое".
Как режиссер художественного полнометражного кино он дебютировал в 1974 году картиной "Шугарлэнд Экспресс", а затем ему поручили поставить фильм, который стал не только вехой в карьере молодого кинематографиста, но и стартовой площадкой для нового направления в американской киноиндустрии. Гениальная адаптация бестселлера Питера Бенчли "Челюсти" (1975), триллер, при просмотре которого зрители сгрызали себе все ногти.
Огромная акула, терроризировавшая городок в Новой Англии, стоила 8,5 млн долларов, но фильм собрал в прокате 130 млн только в видеопрокате в Северной Америке, изменив взгляд Голливуда на этот бизнес.
Занялась заря сверхдорогих фильмов, в ход пошла совсем новая математика, при которой затраты рассматривались на фоне потенциальных прибылей. Теперь Спилберг получал феноменально щедрые бюджеты и начал вписывать новые славные страницы в бухгалтерские ведомости Голливуда.
Он добился коммерческого триумфа и похвал критики фантастическим фильмом "Близкие контакты третьего вида" (1977), который принес ему первую номинацию за режиссуру.
Пережив крупный провал эксцентрической комедии "1941", шутовского фарса о панике в Лос-Анджелесе в начале 2-ой Мировой войны, он вскоре закрепил свою положение в индустрии.
Спилберг и его друг Джордж Лукас изменили демографию зрителей и многие годы практически доминировали на коммерческой сцене Голливуда. Поразительного успеха Спилберг достиг в начале 1980-х годов.
Хит-парад начался "Искателями потерянного ковчега", приключенческим боевиком, снятым по старому сериалу об Индиане Джонсе, который нравился режиссеру и продюсеру (Лукас) еще в детстве. Шедевр технического мастерства и прекрасный пример повествования истории на простом, равлекательном уровне, фильм с бюджетом в 20 млн долларов заработал 115 млн только в видеопрокате Северной Америки.
Спилберг получил вторую номинацию за режиссуру, его превозносили по всему миру, и он запустил два успешных сиквела, оба под его режиссурой. Но успех "Искателей" был превзойден "Инопланетянином" в 1982 году, фильмом, который много лет оставался чемпионом кассы всех времен - 228 млн долларов только в видеопрокате Северной Америки - и заработал Спилбергу третью номинацию. Этот добрый фильм о дружбе мальчика с ребенком-инопланетянином, наверное, более всего отражает личность режиссера - вечно готовый удивляться чуду, пытливый ребенок, который предпочитает мечтать, а не взрослеть.
Спилберг развлекает других так, как он хотел, чтобы развлекали его самого. Среду фильма он использует как игрушку, через которую общается с другими детьми всех возрастов, но сам застенчиво держится в стороне.
Но есть и Спилберг зрелый предприниматель, трудоголик не знающий усталости, держащий палец на пульсе общества, настоящий бизнесмен. Расширяя продюсерскою деятельность и продолжая заниматься режиссурой, он быстро сколотил огромное состояние, став одним из самых богатых людей в кино.
Две недели в 1982 году он получал по миллиону долларов прибылей лично каждый день от "Инопланетянина" и "Полтергейста".
В 1984 году он основал фирму Amblin Entertainment, одну из самых больших независимых компаний в Голливуде. Компания расположена на территории роскошного комплекса Universal Studios, она высокопродуктивна и приносит большие прибыли, обладая огромной властью в индустрии.
Все благоговеют перед Спилбергом. Его работа принесла более 4 миллиардов долларов за 15 лет. Он был соисполнительным продюсером "Гремлинов" (1984), "Назад в будущее" (1985), "Американский хвостик" (1986), и у всех были сиквелы.
Спилберг работал вместе с компанией Disney по производству "Кто подставил кролика Роджера?" (1988). В качестве исполнительного продюсера Спилберг помог карьерам таких режиссеров, как Роберт Земекис, Джо Данте и Дон Блут.
Спилберг продолжал поражать и как режиссер. Так, отойдя в сторону от основных тем, он создал "Цвет пурпура" (1985), фильм по роману Элис Уокер, удостоенному Пулитцеровской премии, о традиционном Юге. Это был первый "взрослый" фильм Спилберга и превосходная работа.
Хотя критики обвинили его в том, что он подсластил оригинал, заменив земную страсть поверхностной сентиментальностью, большинство нашло фильм трогательным, превосходно снятым и прекрасно сыгранным. Он выдвигался на "Оскара" как лучший фильм, но даже за режиссуру Спилберг номинирован не был. Ему выдали утешительную почетную премию Ирвинга П. Талберга за всю работу на церемонии по вручению "Оскаров" в 1987 году.
Следующий "взрослый" фильм, "Империя солнца" был не столь успешным, он воссоздавал колониальную жизнь Китая накануне Второй Мировой войны, но страдает от недостатка эмоционального огня. Настоящего огня и пламени было много в неубедительном римейке фильма "Всегда" (1989), в котором он пытался передать волшебство романа Виктора Флеминга "Парень по имени Джо" (A Guy Named Joe), 1943.
Режиссер бросил вызов двойственности собственного "Я" в картине "Крюк" (1991), зрелищной версии "Питера Пэна", в которой главный герой, юрист, который когда-то был Питером Пэном, пытается уравновесить внутренние конфликты между творчеством и честолюбием. Хотя фильм был одним из самых кассовых в год выхода, критики в своих мнениях разошлись, да и финансисты были разочарованы.
И вот, когда казалось, что карьера Спилберга-режиссера пришла в упадок, он снова добился быстрого коммерческого успеха "Парком Юрского периода" (1993), сиквел которого был снят через несколько лет. Был поставлен новый рекорд кассы - 100 млн за 10 дней и 200 млн за 23 дня.
"Парком" Спилберг переплюнул собственного чемпиона, "Инопланетянина".
Утвердив свое положение главного режиссера летних блокбастеров, он снова обратился к серьезному кино в "Списке Шиндлера", сняв холокост в черно-белом изображении. Тогда он и получил первого "Оскара" за режиссуру.
В конце 1980-х Спилберг запустил телепроект, провальную антологию "Удивительные истории", для которых он снял два эпизода.
Позже, в 1990-х, запустил футуристическую подводную приключенческую передачу "SeeQuest DSV".
Потом снял драму "Амистад" (1997), а военный фильм "Спасти рядового Райана" принес ему "Золотой Глобус" и "Оскар" за режиссуру.
Он по-прежнему является лидером нового голливудского мейнстрима, а совместная (с двумя другими магнатами - Джефри Катценбергом и Дейвидом Геффеном) киностудия "Dream Works" набирает обороты.
Личная жизнь. Спилберг женился на актрисе Эми Ирвинг в 1985 году и развелся в 1989.
Затем он женился на актрисе Кэйт Кэпшоу. А 12 октября 2001 года они отметили десятилетие своей свадьбы.
Для каждого из них - это второй брак. Каждый имеет по одному ребёнку от прежнего супружества.
Зато вместе они произвели на свет или усыновили ещё пятерых детей. Последний из них - сын по имени Дестри Аллин - родился почти пять лет назад.
Сестра Спилберга, Энн, сценаристка, разделившая "Оскара" за фильм "Большой".