Каждый из нас хоть раз, да был на каком-нибудь концерте. Делитесь своими впечатлениями.
А подвигло меня на создание этой темы посещение концерта Дивны Любоевич и хора «Мелоди». Конечно, музыка достаточно специфическая (православные молитвы) – это на любителя (в плане верующего), но, думаю, такое исполнение должно понравиться любому ценителю классической музыки.
Сначала из прессы:
Киевляне услышали голос свыше
// В столице выступили Дивна Любоевич и хор "Мелоди"
В честь 75-летия предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Владимира в музейном комплексе "Мыстецький арсенал" три вечера проходили концерты сербской певицы Дивны Любоевич и вокального ансамбля "Мелоди". Средневековую церковную музыку византийской традиции, поражающую контрастными сочетаниями – аскетизма и красочности, строгости канона и интонационной свободы, предельного хорового лаконизма и заковыристой орнаментики сольной партии,– слушала ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА.
Отреставрированное, но неотапливаемое помещение "Мыстецького арсенала" пока не слишком смело используется в качестве концертного зала. Тем не менее для нынешней череды благотворительных концертов оно подходило идеально: это ближайшая к Киево-Печерской лавре площадка, к тому же практически не имеющая ограничений по вместительности. Благодаря светлой облицовке двух рядов колонн и сводов бывший заводской цех напоминает аскетичный храм, который организаторы заставили офисными стульями, оставив пустовать левый и правый "нефы". В глубине здания смонтировали невысокую сцену, а за ней разместили широкий монитор, на котором транслировались "видеоролики для релаксации": ускоренный бег облаков, замедленное течение водопадов, звездное небо в розовых и сиреневых тонах, калейдоскопические абстракции, а также две православные иконы.
Кустарность видеоряда, впрочем, нивелировалась его абсолютной необязательностью. Музыкальные молитвы Средневековья и пять столетий назад, и теперь ускользают от внешних образов и проникают в человеческое нутро вместе с воздухом. На телесном уровне ощущается биение непрерывного басового тона – бурдона, который служит аккомпанементом для большинства песнопений. Собственно, в зависимости от степени свободы баса музыканты и строили свою программу.
Хор "Мелоди", основанный в 1991 году на базе монастыря Введения Пресвятой Богородицы в Белграде и названный в честь святого Романа Мелода (Сладкоголосого), доехал до Киева в неполном составе из четырех мужчин и одной дамы, но и этого оказалось достаточно, чтобы в полной мере оценить уникальный коллектив. Его основательница Дивна Любоевич в свое время одинаково прилежно училась и классическому вокалу в музыкальной академии Нови-Сада, и средневековым молитвам во Введенском монастыре. Она прекрасно поет и Россини, и Перселла, но церковную музыку исполняет просто непревзойденно, уделяя внимание и совсем древним одно- и многоголосным византийским, сербским, болгарским и русским напевам, и современным произведениям духовной музыки.
Ее голосу, кружащемуся с легкостью лебяжьего пуха, и был подчинен весь концерт. Дважды последовательность церковных песнопений выстраивалась по принципу усложнения басовой партии – от полной неподвижности в архаических напевах до развитого многоголосия барокко. Начиная с "Ангел стоит" и "Слава Рождества" и заканчивая "Многая лета", исполненной в честь митрополита-юбиляра, певцы, кажется, выравнивали стилистику исполнения всех произведений из своей небольшой программы по канону центрального – самой светлой и мистической части литургии – знаменитого распева "Иже Херувимы".
Воздействие на публику было, конечно, колоссальным: пораженный воспеванием в песнопениях церковного канона абсолютной красоты, без тени привычной торжественности и назидательности, слушатель оказался в шкуре царя Салтана, дивящегося чудесам острова Гвидона. Сама же Дивна Любоевич, то и дело покашливавшая в непрогретом зале и предвидевшая бисирование, разумно попрощалась сезонным песнопением "Христос Воскресе", после которого уже нечего было добавить.
Теперь от меня. Про Дивну я узнала года два назад, когда сестра привезла диск с ее песнями из Черногории. Сказать, что мне понравилось, это ничего не сказать. Где-то я уже упоминала, что выросла в селе, и в храме там у нас пели бабушки. Когда я впервые побывала в городском храме и услышала, как поет хор, это было как слабовидящему одеть очки. Приблизительно такое же ощущение у меня возникло, когда я услышала голос Дивны.
Сестра приехала в Киев по делам, встречались мы по вечерам. И вот, стоим в четверг в метро, на «Крещатике», и видим рекламу – приезжает Дивна Любоевич. Конечно, мы загорелись. Пошли в пятницу, а там вход только по пригласительным (автор статьи, скорее всего, была именно на этом концерте). Не попали. В субботу погода испортилась, холодно, дождь, мы целый день гуляли по Киеву, замерзли, но все же пришли. Заходим в помещение в надежде согреться и немного присесть, а там холоднее, чем снаружи, и сесть не на что. В двух местах при входе продают ее диски, вдалеке виднеется сцена, звучит ее запись, но как-то странно, урывками. Подходим к сцене, а там она репетирует с ансамблем. Мы не могли оторваться, так и простояли минут 40, а потом и весь концерт. Непосредственная на сцене, очаровательная улыбка, чарующий голос, такой нежный, ровный, возвышенный – ради всего этого стоило ждать. Жаль и немного обидно, людей было не много.
В воскресенье у нас не получалось побыть на концерте, увидели только репетицию, но с удовольствием остались бы и на концерт еще раз.
Вот такие у меня впечатления.