А потом я наткнулась на сайт http://www.wenhamania.narod.ru/Answered … publ.html, который, как я поняла, посвящен Дэвиду Уэнаму, сыгравшему в этом фильме Марка Уолдмана. Стыдно признаться, но только ко 2-ой серии, замученная подспудным вопросом "Где же я все-таки видела этого актера?", решилась обратиться к его фильмографии - и... ой, как стало неловко перед самой собой - не узнать Фарамира из "Властелина колец"... Но речь все же о фильме. Статьи в основном старые, но описанное в них не менее интересные, чем сам фильм
Каролин Уэбб
БЕСПОКОЙНОЕ СОСЕДСТВО
На телевизионные экраны выходит драма, основанная на подлинной истории австралийского полицейского в Восточном Тиморе. Этот полицейский надеется, что фильм напомнит нам, что еще многое можно сделать.
Дэвид Сэвидж - полицейский до кончиков ногтей. Коренастая осанка, опрятные каштановые волосы, проникающие голубые глаза, синий костюм. Так легко вообразить, как он защелкивает наручники на руках негодяя в зале суда или успокаивает шокированную жертву нападения. Он девятнадцать лет проработал в Австралийской Федеральной полиции и еще пять лет - следователем ООН, но Сэвидж так и не превратился в крутого копа, он по-прежнему любезен и спокоен.
Дэвид Сэвидж в эпизодической роли в фильме "Испытание огнем".
Можно только представить уровень его дипломатичности – главного козыря безоружного наблюдателя, шагающего среди вооруженных мачете про-индонезийских милиционеров Восточного Тимора за несколько дней до референдума 1999 года. Его автомобиль обстреливали, ему приходилось противостоять милиционерам, которые угрожали регистрировавшимся жителям деревень, он ежедневно слышал о новых жертвах среди восточных тиморцев, сброшенных со скалы, застреленных или изнасилованных. Он говорит, что слишком часто должен был усилием воли поддерживать в себе «миролюбивые» устремления, сдерживая собственный гнев.
История Сэвиджа, воплощенная в образе полицейского Марка Уолдмана (сыгранного Дэвидом Уэнамом) в австралийском мини-сериале «Испытание огнем», выходит на экраны в следующем месяце.
Сэвидж преуменьшает мужество, проявленное им в столкновениях со смертельно опасными подонками, когда он в числе 20 полицейских миссии ООН дислоцировался в Малиане, на западе Восточного Тимора, всего в двух километрах от индонезийской границы (именно там, в Балибо, в 1975 году были убиты пять австралийских журналистов). «Мы в любой момент могли сбежать оттуда, - говорит он. – Восточные тиморцы – вот кто настоящие храбрецы, они были привязаны к этому месту».
Дэвид в ужасе наблюдал за днем референдума, 30 августа 1999 года, когда, несмотря на годы запугивания, тысячи восточных тиморцев пришли голосовать. «Им говорили, что если они пойдут голосовать, их убьют. И все же 90 процентов людей пришли на референдум. Поразительно».
Но спустя неделю эйфория улетучилась, потому что индонезийцы уходили, стирая с лица земли инфраструктуру страны. В Дили полторы тысячи мирных жителей, главным образом женщины и дети, были обстреляны индонезийскими военными. Несчастные пытались найти спасение на территории миссии ООН, кидаясь на колючую проволоку ограждения.
Сэвидж был там. Он говорит, что отчаяние того дня прекрасно передано в «Испытании огнем», так же как и отчаяние, которое он и его коллеги испытали несколькими днями позже, когда получили приказ эвакуироваться из Восточного Тимора, чтобы спасти свои собственные жизни.
Он уезжал из Восточного Тимора, имея при себе только рюкзак с паспортом и бутылкой воды. Но дома, в Канберре, среди уютной, комфортной жизни с женой, Сандрой, и двумя детьми, его не покидало чувство вины. Он начал работать над книгой «Танцуя с дьяволом», которая легла в основу мини-сериала. Эта книга, по его словам, помогла ему «навести порядок в голове» и осознать перспективы.
«Очень трудно было поверить в то, что произошло. Все казалось просто нереальным. Всего несколько минут назад мы были мирными наблюдателями и советовали людям голосовать, а в следующее мгновение, страна уже лежит в руинах, этих самых людей убивают, и мы вынуждены спасаться бегством».
В ноябре 2000 Сэвидж вернулся в Дили, снова как офицер ООН. Первым его впечатлением стал «тот факт, что страна была полностью разрушена. Только несколько зданий остались нетронутыми. Просто невозможно себе представить масштаб разрушения».
Малиана, располагавшаяся вблизи индонезийской границы пострадала особенно. Всего четыре дома сохранилось от города, в котором проживало 20 тысяч человек.
Сэвидж оставался в Восточном Тиморе следующие четыре года. Большую часть времени он работал следователем в Комиссии по Преступлениям.
Он говорит, что «совершенно невыносимо» было обнаружить, что только в Малиане про-индонезийские головорезы убили 220 человек, из которых восемь были его бывшими сотрудниками. Сэвидж выяснил, что после его отъезда из Малианы в 1999 году около 1500 сторонников независимости пытались найти убежище в полицейском участке. Но 6 сентября милиционеры атаковали участок и устроили там бойню. 13 лидеров оппозиции зарубили мачете. Одного из лидеров найти не удалось, тогда милиционеры убили его двенадцатилетнего сына.
В другом случае, Комиссия по преступлениям выяснила, что незадолго до приезда ООН в 1999 году в Каллако (севернее Малианы), индонезийские милиционеры схватили и пытали 30 сторонников независимости, застрелили четверых из них, а остальным угрожали: «Вот что будет с вами, если вы пойдете голосовать». Большинство преступников бежало в Индонезию, которая отказалась выдать их.
Как хорошо показано в мини-сериале, милиционеры зачастую были родственниками или друзьями своих жертв. Пытаясь понять, почему восточные тиморцы боролись за Индонезию, Сэвидж проводит аналогию с нацистской Германией. «Индонезийцы привлекли на свою сторону отбросы общества – головорезов, преступников, неудачников. Они дали им форму, оружие, власть. Они платили им».
Однако Сэвидж настаивает, что «только небольшая группа» милиционеров творила преступления. Это объясняет, почему сейчас выжившие восточные тиморцы мирно уживаются со своими бывшими врагами. «Индонезийцы вынуждали почти всех мужчин моложе 45 лет вступать в милицию, в противном случае человеку грозили пытки и смерть».
Фильм «Испытание огнем» был задуман канадской писательницей и продюсером Барбарой Сэмюэлс после того, как она познакомилась с офицером Канадской Королевской полиции, который служил в Восточном Тиморе.
Она объединилась с австралийкой Кэтрин Томсон, которая написала пьесу «Мейвис едет в Тимор», о пожилой женщине из Виктории, основавшей швейный кооператив, чтобы помочь женщинам Восточного Тимора. Сэвидж показал Томсон и Сэмюэлс Дили и район Бобонара, и местные истории из жизни вошли в сценарий. Фильм снимали в течение семи недель в прошлом году в Квинсленде. Режиссер Джессика Хоббс и дизайнер Ник МакКаллум путешествовали в Восточный Тимор, чтобы сфотографировать облик Дили и его окрестностей.
Джули Фортэ в исполнении канадской актрисы Изабелль Блейз
К австралийскому полицейскому Дэвида Уэнама – Марку Уолдману – в его расследовании присоединяется целеустремленная канадка Джули Фортэ (в исполнении Изабелль Блейз), но основную массу актеров составляют восточные тиморцы, которые ни разу в жизни не играли.
Среди них – Алекс Тилман, который в реальной жизни работал переводчиком Дэвида Сэвиджа в 2000-2001 году. Отец Тилмана был членом ФРЕТИЛИН (Революционный фронт за независимость Восточного Тимора). В 1975 году он был схвачен индонезийцами и с тех пор о нем не было никаких известий. Семья эмигрировала в Португалию в 1990 году, а двумя годами позже перебралась в Австралию, где Тилман стал одним из активистов независимости.
Алекс Тилман в фильме "Испытание огнем"
В «Испытании огнем» Тилман играет верного переводчика Марка Уолдмена, Исменио Соареса, чью семью терроризируют индонезийцы.
Вероятно, самая тяжелая роль досталась Жозе да Коста, который играет кузена Исменио, порочного про-индонезийского мерзавца Сико. В реальной жизни да Коста был борцом за независимость. Милиционеры убили его отца и шестерых из одиннадцати братьев и сестер, а его самого пытали в индонезийской полиции. Он приплыл в Австралию на лодке в 1995 как политический беженец.
Жозе да Коста в роли Сико Соареса
В своих производственных заметках да Коста написал: «Для восточного тиморца милиция воплощает зло. Я должен скрывать чувства боли, гнева и мести против них и использовать их для роли. Я понимаю, что историю надо рассказывать правдиво, так что кто-то должен показать и эту её сторону».
Последние три года Сэвидж с головой ушел в работу над мини-сериалом, его участие гарантировало точность малейших деталей – от терминологии ООН до надписей на стене церкви.
Дэвид Сэвидж и Дэвид Уэнам: прототип и образ.
Он говорит, что, впервые встретив Уэнама в сиднейском кафе в начале 2005, он был впечатлен подлинным интересом актера к Восточному Тимору. Он утверждает, что Уэнам попал в десятку, создав образ ооновского полицейского.
«Я думаю, ему удалось передать все то напряжение и разочарование, которое пришлось испытать нам во время противостояния с милицией и индонезийцами, которое порождали трудности работы ООН, - говорит он. – Ему хорошо удалось изобразить офицера полиции в подобном окружении».
Дэвид Уэнам в роли Марка Уолдмана.
Сэвидж говорит, что «Испытание огнем» в целом очень правдиво рассказывает об ужасном времени в истории Восточного Тимора, о котором многие австралийцы знают только из обрывков телевизионных новостей.
«В действительности у австралийцев всегда был огромный интерес к событиям в Восточном Тиморе и во время референдума и потом, во время той резни. Я уверен, фильм даст людям возможность увидеть, что же там происходило. И я надеюсь, что они оценят весь ужас, через который пришлось пройти восточным тиморцам на протяжении 25 лет и насколько они мужественны и сильны».
В конечном счете Сэвидж надеется, что фильм привлечет внимание австралийцев к этой крошечной нации проживающей в 600 км севернее Дарвина. Согласно отчетам комиссии ООН за 2006 половина населения Восточного Тимора страдает от недостатка питьевой воды, 60 из тысячи младенцев умирают в свой первый день рождения, продолжительность жизни составляет 55 лет, а доход на душу населения – 1,37 австралийских долларов в день.
«Мне кажется, что после того как ООН и Австралия ввели свои войска туда, все решили, что дела наладились и все абсолютно счастливы, - говорит Сэвидж. – В действительности же жизнь за пределами столицы ужасна. Большинство людей не имеет водопровода и даже просто чистой воды. У них нет электричества. Австралийцы построили там оздоровительные центры и больницы, но все еще остается огромное количество проблем, которые нужно решать».
Оглядываясь назад, он говорит: «Трудно поверить, что я провел там так много времени. Четыре с половиной года в общей сложности. Но я люблю тиморцев. И Восточный Тимор – просто невероятно красивое место. Я заядлый дайвер и подводное плаванье там -просто фантастично. Там прекрасные пляжи и горы. Просто рай для туристов и он так близко от Австралии».
ВЕХИ ЖИЗНИ ДЭВИДА СЭВИДЖА
РОДИЛСЯ.
14 апреля 1963 года, Балкхэм Хилл, Сидней
ОБРАЗОВАНИЕ
Средняя школа Балкхэм Хилл, Университет Новой Англии, Армидейл. Сертификат Международного гуманитарного права, Оксфордский Университет.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.
Жена Сандра, дети – Кристофер, 25 лет, Белинда, 19 лет.
1982-2001
Офицер федеральной полиции, служил в Канберре. Участвовал в расследовании преступлений, программе защиты свидетелей, специальных операциях.
1994
Полицейский инспектор миротворческой миссии ООН в Мозамбик, 4 месяца.
1998
Возглавляет группу миротворцев в Бугенвилле, Папуа Новая Гвинея, три месяца.
1999
Старший сержант миссии ООН в Восточном Тиморе, два месяца.
Ноябрь 200 0
В течение шести месяцев служит полицейским ООН в Восточном Тиморе.
Май 2001
Уходит из Австралийской Федеральной Полиции и следующие четыре года работает следователем ООН в Комиссии по преступлением.
Май 2005 по настоящее время.
Работает в Австралийском Агентстве Международного Развития над программой по предотвращению работорговли в Бирме.
Перевод Neil-Сказочницы.
Источник http://www.wenhamania.narod.ru/Answered … publ3.html