Жюльетт Бинош / Juliette Binoche
Жюльетт Бинош – пример не типичной французской актрисы. Она снимается очень много, не менее 3 раз за год. Она - настоящий трудоголик. Фильмы Жюльетт выбирает настолько разные, что даже поклонники актрисы порой недоумевают. Но за всеми этими противоречиями стоит огромный талант, который актриса не устает показывать нам многие и многие годы. То, что её удостаивали и продолжают удостаивать таким количеством премий, говорит о многом и ни о чём. Это великая актриса, которой нужно признание. Она с одинаковой легкостью играет уверенную одинокую визажистку в «Истории любви», и также легко умирает от холеры в «Гусаре на крыше». У Кшиштофа Кесьлевского в «Синем» она гениальна, велика, недосягаема! В «Истории любви» проста, очаровательна и близка, иногда даже слишком.
Многие обвиняют Бинош в том, что она не актриса, а ремесленница, что она не живет ролью, что не страдает, что для неё это работа, а не искусство. Но гораздо больше людей восхищаются Жюльетт, ее талантом, который, даже если даётся ей легко, нельзя недооценивать. Она – это её героиня. Всегда сильная, всегда слабая, всегда счастливая, всегда в слезах, с безупречной кожей, с улыбкой, с глазами, от которых не оторвать взгляд. Кажется, любая роль поддастся ей за секунду, любой персонаж можно надеть на неё, как вторую кожу. И не узнать, где актриса, а где героиня. Всегда разная, но всегда узнаваема. Всегда лучшая.
Французская актриса Жюльетт Бинош родилась 9 марта 1964 в Париже в семье скульптора и театрального постановщика Жан-Мари Бинош и театральной актрисы Моник Стэленс (этнической польки). Дядя Жюльетт - знаменитый в Париже арт-дилер. Словом, девочка вышла из художественной семьи. Ее детство прошло между двумя квартирами – папиной и маминой, а также католической школой.
Не сразу решила, то ли заняться ей актерством, то ли рисованием, потом поняла, что одно не исключает другого. Дебютировала на сцене в спектакле по Эжену Ионеско - «Король умирает» (которую сама же и поставила как режиссер), профессии училась сначала у матери, потом в парижской Консерватории и частным образом. Все биографы Бинош отмечают ее выдающуюся волю и упорство. Совсем девчонкой она накопила денег на огромный стол и притащила его домой на своей спине. Со временем научилась быть даже «сильнее собственной воли»: именно этой возможностью полностью раствориться в образе, забыть самое себя привлекло ее актерство. Изучала актерское мастерство в национальной школе искусств в Париже и с 16 лет уже выступала на сцене.
В кино дебютировала в возрасте 19 лет в картине «Прекрасная свобода» Паскаля Кане. Совсем юной ей довелось сняться у папы Новой Волны – самого Жана-Люка Годара, в фильме «Приветствую вас, Мария». Причем эту роль, хотя и не главную, мэтр написал специально для нее! Ее первая фраза при появлении на экране звучала крепко для двадцатилетней девушки с романтической внешностью: «Ты, ублюдок!» Нельзя сказать, чтобы Жюльетт вспоминала об этом опыте с восторгом. «Снимаясь у Годара. – говорит она, – я сделала открытие: есть режиссеры, которые не любят актеров и не нуждаются в них. Они используют энергию борьбы и сопротивления, что мне кажется по меньшей мере странным».
Первую значительную роль сыграла два года спустя в фильме «Свидание» Андре Тешине. Роль начинающей актрисы, которой предстоит сыграть Джульетту в постановке мэтра театральной режиссуры, была бесспорно близка Жюльетт, успевшей в столь молодые годы блеснуть в пьесах Луиджи Пиранделло и Мольера. Эта лента принесла ей общенациональную известность.Хотя Годар сам по себе не оставил у актрисы хороших впечатлений, эта встреча была знаковой. От Годара тянется ниточка к главному человеку в карьере Жюльетт Бинош – во всяком случае, в первой половине этой карьеры. Человека звали Леос Каракс. Он пригласил ее сыграть в фильме «Дурная кровь». Второй фильм Каракса и Бинош назывался «Любовники с Нового моста» и сам стал легендой современной кинокультуры. Он снимался три года, с перманентным перерасходом средств и возведением мегаломанских декораций, разорил нескольких продюсеров, а одного довел до могилы; завершен был только благодаря усилиям тогдашнего министра культуры Жака Ланга. Это был фильм-подвиг!
В 1988 состоялся успешный американский дебют Бинош в фильме Филипа Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» — экранизации романа культового чешского автора Милана Кундеры. Роль юной чешской провинциалки, попавшей, что называется, в жернова большой истории, сделала ее звездой мирового уровня.
Следующей значительной лентой в биографии Бинош стала скандальная любовная драма «Ущерб» (1992) классика Луи Малля, где она сыграла объект страсти главного героя, крупного чиновника, ставшего жертвой эротического наваждения. И «Свидание», и «Невыносимая легкость бытия», и особенно «Ущерб» отличались наличием откровенных сцен, что позволяет нашим видеопрокатчикам по сию пору «позиционировать» эти ленты как «эротические».
Взаимопонимания и симпатии между партнерами, вынужденными сниматься в весьма откровенных интимных сценах, не сложилось, английский «премьер» даже говорил что Жюльетт не поняла идею романа, положенного в основу фильма. Но зрителям нет дела до этой кухни: получился один из самых эротичных фильмов о любви, ломающей все преграды, а Бинош еще раз доказала, что может успешно сниматься и за пределами Франции.Ее приглашает сам Спилберг на главную женскую роль в «Парк Юрского периода», но она шокирует и забавляет кинематографический мир заявлением о том, что согласна сыграть только динозавра. Ее не манят большие гонорары, и она предпочитает артистический выигрыш. Хотя вот ведь как распорядилась судьба: именно Бинош оказалась самой высокооплачиваемой французской актрисой за всю историю.
Ее лучшей ролью становится работа в первом фильме «европейской трилогии» поляка Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: Синий». Этот фильм принес Жюльетт Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль и премию "Сезар" в 1994 году. В этом фильме отразились переживания самой Бинош после разрыва с Караксом. Актриса нигде не была такой нервной, одухотворенной и ослепительно красивой.
В 1997 году за роль в фильме «Английский пациент» Энтони Мингеллы удостоена высшей награды Американской Киноакадемии в номинации лучшая женская роль второго плана.
Явно на себя Бинош примерила роль в фильме «Шоколад», которую критики назвали магической. В унылый быт пуританского городка прекрасная шоколадница вносит давно забытое чувство радости, но она же вызывает и праведный гнев ханжей. Жюльетт говорит, что ее всегда волновали такие вот скачки в истории: поколение за поколением все подчиняется заведенному порядку вещей – и вдруг приходит кто-то и все радикально поворачивает. «Но магия не в том, - добавляет она, - что моя героиня меняет жизнь людей, а в том, что в ответ эти люди поворачивают и ее судьбу тоже».
В 2001 году Жюльетт номинирована на "Оскар" как лучшая актриса за роль Виенн Роше - «Шоколад» Лассе Халльстрёма.
Новое тысячелетие привнесло в творчество Жюльетт томное разнообразие и культурологический обмен. Она сотрудничает с австрийцем Михаэлем Ханеке («Код неизвестен», «Скрытое»), британцем Джоном Бурманом («В моей стране»), американцем Абелем Феррарой ( «Мария»), японцом Набухиро Сува (короткий метр «Париж, я люблю тебя», - сегмент "Площадь Побед"), израильтянином Амосом Гитаем («Размежевание»), тайцем Хоу Cяо-Сянем («Полет красного шара») и наконец, с иранским классиком Аббасом Киаростами (до этого Жюльетт сыграла у Киаростами лишь небольшую роль в его экспериментальном опусе «Ширин» в 2008), чей фильм «Заверенная копия» принес актрисе "малую золотую пальмовую ветвь" в Каннах в 2010 году и как будто открыл Жюльетт Бинош "второе дыхание".