Джейк Джилленхол
Джейкоб Бенджамин Джилленхол (Jacob Benjamin Gyllenhaal) родился 19 декабря 1980 года в Лос-Анджелесе – в знатной не только по голливудским, но и по дворянским меркам семье. Являясь носителем старинной шведской фамилии, Джилленхол – аристократ по праву рождения. Его отец – потомок шведских баронов, режиссер и поэт Стефан Джилленхол (Stephen Gyllenhaal), мать – номинировавшаяся на “Оскар” сценаристка Наоми Фонер (Naomi Foner), о его родной сестре Мэгги Джилленхол (Maggie Gyllenhaal) вы тоже, возможно, слышали.
Так или иначе, сократив свое имя до Джейка (Jake), себя Джилленхол считает “скорее евреем, чем кем-либо еще” (русскими евреями были предки Фонер), а его аристократичные замашки зарубили на корню родители же. Чтобы научить сына не воспринимать все доставшееся ему как должное, его бар-мицву Джилленхолы организовали в приюте для бездомных, а с наступлением каникул определяли на летние подработки – то на побегушки в ресторан, то спасателем на пляж. Спасти хотя бы одного утопающего юному Джейку не довелось (хотя однажды, по его воспоминаниям, одного пловца укусила медуза, и Джилленхол облегчил страдания несчастного, пописав ему на рану) – но перспектива героической службы ему явно приглянулась.
Актерская карьера Джилленхола началась рано, но прогрессировала крайне медленно. Несмотря на то, что крестной матерью ему приходится Джейми Ли Кертис (Jamie Lee Curtis), а первый урок вождения юноше преподал Пол Ньюмен (Paul Newman), первые роли Джейка сводились в основном к камео в фильмах его отца. Джилленхолу в буквальном смысле не разрешали сниматься в большинстве “чужих” картин (иногда уже после его утверждения на роль), сделав исключение ради комедии “Городские пижоны” с Билли Кристалом (Billy Crystal) и драмеди “Джош и Сэм”, которую никто не видел.
Джейку пришлось окончить школу и поступить в нью-йоркский Колумбийский университет (по стопам матери и сестры, изучать восточные религии и философию), чтобы получить наконец долгожданную свободу. Его первая заметная роль досталась режиссеру Джо Джонстону (Joe Johnston) и драме “Октябрьское небо”, а его первым самостоятельным решением было бросить университет и сосредоточиться на актерстве. И если за “Октябрьское небо” Джейка сдержанно хвалили, то уже следующая его работа – заглавная роль проблемного подростка с полубезумным взглядом в “Донни Дарко” Ричарда Келли (Richard Kelly) – сделала Джилленхола частью соответствующего культа и объектом восхищения немалочисленных “джилленхоликов” (так себя называют поклонники актера).
За “Донни Дарко” последовал ряд посредственных ролей в так себе фильмах (“Парень из пузыря”, “Хорошая девочка”, “Миля лунного света”) – и серия упущенных шансов в фильмах получше. “Больше всего я жалел о “Мулен Руж”, – вспоминал впоследствии Джейк. – Счастье было так близко! Я пел и все такое, поучаствовал в миллионе прослушиваний и, в конце концов, оказался в шорт-листе вместе с Хитом Леджером и Юэном Макгрегором. Я был самый молодой и наименее известный. Надеюсь, меня не выбрали именно из-за этого, а не из-за дефицита таланта. Хотя как знать”.
Прежде чем предпринять второй рывок к признанию, Джилленхол успел сняться в катастрофически плохом фильме-катастрофе “Послезавтра” (правда, в хорошей компании) и успешно дебютировать на театральных подмостках – в лондонской постановке “Эта наша юность” Кеннета Лонергана (Kenneth Lonergan). “В идеальном мире я бы играл в новой пьесе после каждой третьей роли в кино”, – прокомментировал этот свой опыт награжденный престижной Evening Standard Theatre Award в номинации “Лучший новичок” Джилленхол.
В идеальном мире еще один дебют Джейка – в так манившем его амплуа супергероя – состоялся бы лет пять назад. За считанные месяцы Джилленхол по разным причинам упустил титульные роли в “Возвращении Супермена”, втором “Человеке-Пауке” и “Бэтмене. Начало”. С Хитом Леджером (Heath Ledger) его упрямо сталкивала сама судьба – и, судя по всему, не зря. Отмеченная BAFTA и номинированная на “Оскар” роль Джейка в “Горбатой горе” увенчала лучший в его карьере год – фильму, более известному как “драма о ковбоях-педерастах”, предшествовали “Доказательство” Джона Мэддена (John Madden) и “Морпехи” Сэма Мендеса (Sam Mendes), –оправдав давно выданные Джилленхолу авансы и узаконив его место в ряду талантливейших актеров поколения.
Последовавшие за выходом “Горбатой горы” слухи о собственной бисексуальности Джейк назвал необоснованными, но “лестными”, предположив, что это увеличивает его шансы на новые интересные роли. На самом деле, в числе спутниц гетеросексуального Джилленхола были замечены Кирстен Данст (Kirsten Dunst), Натали Портман (Natalie Portman) и Риз Уизерспун (Reese Witherspoon), а его экранная любовь с Леджером продолжилась крепкой дружбой в реальной жизни – Джейк приходится крестным отцом Матильде Леджер, дочери Хита и Мишель Уильямс (Michelle Williams).
Удалось Джейку и разнообразить – для роли в “Морпехах” актер месяцами наращивал мышечную массу – и украсить – участием в блистательном “Зодиаке” Дэвида Финчера (David Fincher) – свое резюме. В прошлом году Джилленхол был главной причиной посмотреть голливудский ремейк датских “Братьев”, ну а в этом – исполнил наконец свою (и всеобщую) давнюю мечту, возглавив многомиллионную франшизу в героическом амплуа. Доверить Джилленхолу роль принца Дастана в экранизации видеоигры “Принц Персии: Пески времени” решил продюсер “Пиратов Карибского моря” Джерри Брукхаймер (Jerry Bruckheimer), однажды уже сделавший суперзвездой одного башковитого секс-символа с богатым инди-прошлым.
Впрочем, к своей возможной – равно как и нынешней – славе Джилленхол относится предельно философски: “В Голливуде все происходит приблизительно так. Сначала это “кто такой Джейк Джилленхол?”, потом – “дайте мне Джейка Джилленхола”, потом – “найдите кого-нибудь похожего на Джейка Джилленхола” и наконец, “Джейк Джилленхол – а кто это?” И даже если судьба Джонни Деппа (Johnny Depp) Джейку не уготована, думается, что ответ на последний вопрос найдется всегда – не у юного зрителя “Принца Персии”, так у подросших поклонников “Донни Дарко”.