Середина ХХ века стала одним из самых стабильных и спокойных периодов для советских людей. Позади череда трагических событий, годы, наполненные войнами, террором, репрессиями, на фоне которых, послевоенное десятилетие стало для многих временем надежды. Люди не могли бесконечно выживать, бороться, бояться, они хотели жить, просто жить нормальной человеческой жизнью. Смерть Сталина в 1953 году, увы, неоднозначно воспринятая гражданами СССР, ознаменовала новый этап в истории страны.
1950-е годы - это период расцвета советской экономики. Несмотря на то, что многие экономические проблемы оставались достаточно острыми, страна, пережившая тяжелейший военный период, сделала огромный рывок. К сожалению, легкая промышленность и торговля в СССР не попадали в авангард экономики. По-прежнему невысоким, по сравнению с западными странами, оставалось качество большинства видов потребительских товаров, производство многих из них не соответствовало платежеспособности населения, некоторые насущные вещи вообще не производились. Низким оставалось качество и количество ряда услуг.
Внешний вид простых советских женщин в 1950-е годы мало чем отличался от внешнего вида женщин в 1940-е, многие из них, с позиции моды нового десятилетия, были безнадежно старомодны. Всё те же цветастые ситцевые, или в лучшем случае крепдешиновые платьица, поверх которых надевался «плечистый» бесформенный пиджак, костюмы с прямыми юбками и мужеподобными жакетами, тяжёлые массивные трапециевидные пальто, а также прочие вещи, ушедшие из мировой моды в конце 1940-х, в СССР многим пришлось носить ещё долгие годы. Модный переворот 1947 года, совершенный Кристианом Диором, в стране, где людям зачастую приходилось довольствоваться валенками, ватниками, донашивать военные шинели, начнет частично ощущаться только с середины 1950-х.
В первые годы десятилетия модные веяние, идущие с Запада, считались опасными и тлетворными для советских людей. В журналах и газетах периодически появлялись статьи объясняющие, что граждане СССР не стремятся любой ценой соответствовать моде, а сходство в одежде, говорит о том, что люди разного общественного положения одеваются у нас в стране одинаково хорошо.
После смерти Сталина в 1953 году, с приходом к власти Хрущева, в период, так называемой «оттепели», начинается время реформ в жизни советского общества. Благодаря развитию международных связей между СССР и капиталистическими странами в советский быт проникает информация о западной потребительской культуре, люди получают все больше возможностей узнавать о новинках иностранной моды.
В страну с некоторым опозданием приходит информация о стиле Нью лук, господствующем в мире, стержнем которого является абсолютная женственность. На смену военизированному Х-образному силуэту, пришел силуэт «песочные часы». Для женской одежды характерны – затянутая талия, приподнятая грудь, мягкая покатая линия плеч, пышные бёдра, удлиненные до щиколотки юбки, либо прямого, либо пышного фасона, целостность и законченность комплекта. Два любимых диоровских цветка – роза и ландыш, послужили прообразами главных силуэтов новой моды.
Когда сталинский железный занавес стал понемножечку приоткрываться, некоторые категории советских людей смогли чаще бывать за границей. Спортсмены стали постоянно участвовать в международных турнирах, начали выезжать на гастроли советские театры, цирк, ансамбль Моисеева и ансамбль «Березка», актеры получили возможность посещать зарубежные кинофестивали.
С 1954 год СССР становится членом ЮНЕСКО - Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, что способствовало расширению сотрудничества советского государства с другими странами.
Артисты и спортсмены, дипломаты, торговые представители, моряки торгового флота, летчики гражданской авиации, словом все, у кого была возможность побывать в зарубежных поездках, являлись одним из каналов проникновения в страну западных модных тенденций. Они привозили иностранные вещи на продажу, у них можно было увидеть заграничные журналы и просто услышать рассказы о быте и моде «там», где так хотелось хоть раз в жизни побывать каждому советскому человеку.
Если в начале 1950-х годов зарубежные источники информации старались перекрывать, то с середины 1950-х произошли некоторые перемены. В журналах мод, которых, кстати, в СССР было немало, и периодических изданиях начали публиковаться иностранные модели одежды, большинство, конечно же, было из стран социалистического лагеря, но просачивались и работы западных модельеров. Советские люди смогли прочитать о стиле, предложенном Кристианом Диором. Журналы мод довольно быстро подхватили новые тенденции и стали размещать на своих страницах образцы актуальных женственных нарядов.
В эти годы активно развивалась и пропагандировалась мода стран народной демократии. С 1950 года в ГДР на Лейпцигской ярмарке стали регулярно проводиться международные конкурсы на лучшую модель одежды. В Праге в 1953 году состоялся международный конкурс моделей одежды, где впервые принял участие и советский Общесоюзный Дом моделей, завоевавший первое место. Существовал ежегодный конкурс моды для стран Восточной Европы в Варшаве, который проводился с 1955 года. На протяжении десятилетия в СССР не раз приезжали с показами иностранные представители модной индустрии. В 1956 году в Москве прошла выставка Венгерских мод. В 1958 году Пражский Дом моделей продемонстрировал свои новинки в ГУМе, Общесоюзный Дом моделей посетил директор модного Дома «Кристиан Диор». В 1956-м году ОДМО принял участие во всемирной выставке в Брюсселе, где было продемонстрировано 100 моделей одежды советских модельеров.
В 1957 году в Москве прошел Конгресс моды, ставший грандиозным событием. Во время конгресса состоялся форум, в ходе которого обсуждались вопросы: «Как должна быть одета женщина на работе?», «Как надлежит выглядеть девушке на танцевальном вечере?», «Какие цвета и формы подходят пожилой женщине?» и т.д. В форуме принимали участие делегации из Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Югославии, Чехословакии, Китая. Залы на показах мод были забиты до отказа.
В 1950-е годы в коллекциях советских домов моделей появилось много длинных платьев с отделкой шнуром, аппликацией и вышивкой. Очень модными считались платья и блузки с машинным кружевом «ришелье», им отделывали воротники, карманы, манжеты. В первые годы десятилетия в моделях, разрабатываемых советскими модельерами, еще очень чувствуется отголосок 30-х и 40-х годов. Влияние Нью Лука стало ощущаться лишь с середины 1950-х.
Для вечерних туалетов чаще всего использовали натуральный и вискозный шелк. Рекомендовалось использовать при пошиве модных обновок шелковый креп-сатин, эпонж, мадаполам, маркизет, батист, иногда в журналах мод можно было увидеть модели из муара, тафты, парчи, но такие ткани купить в магазинах было почти невозможно. С середины 1950-х в обиходе появляется капрон.
Для платьев 1950-х годов характерны: сложный крой, подчеркивающий фигуру, большое количество декоративных деталей, разнообразных отделок, складок. Наряду с платьями, модные журналы пропагандировали и дамские костюмы, силуэты которых, благодаря веянию Нью лука, приобрели изящество и женственность.
Очень модными в середине десятилетия становятся белые полупрозрачные блузки из натурального и искусственного шелка, (а к концу десятилетия из капрона) и блузки в полоску. Их шьют с рукавами-фонариками, без рукавов, с приспущенной проймой, с классическими отложными и небольшими закругленными воротничками, с воротниками-бантами, и т.д. Часто под воротничком блузки прикалывали брошку. Брошки и бусы были самыми любимыми украшениями тех лет. Популярнейшая одежда – трикотажные кардиганы и джемперы длиной чуть ниже пояса, на высокой резинке, плотно облегающие талию, украшенные вышивкой или вывязанными узорами, в моде тонкие джемперы с большим круглым вырезом или вырезом лодочкой, обычно их подпоясывали тонким ремешком и носили с узкой юбкой.
1950-е годы - время моды на шубы из натурального меха. Шубка была мечтой каждой женщины, но осуществить её могли далеко не все. Самыми распространенными являлись шубы из каракуля, белки, кролика, цигейки, а также пальто с воротником из чернобурки, или с воротником и манжетами, отделанными каракулем, либо более дешевыми цигейкой и кроликом. Очень модными были шубки из настоящего котика, но подобная роскошь встречалась на улицах советских городов нечасто. Подавляющее большинство женщин ходило в пальто, приталенных или трапециевидных.
Многие горожанки в 1950-е носили различные шляпы. В СССР все еще оставались популярными тюрбаны, появившиеся в военное десятилетие. В моду вошли маленькие шляпки, прикрывающие затылок, прозванные в нашей стране «менингитками». Подобная декоративная шляпка была придумана для Дома Диора компаньонкой и музой Кристиана Диора мадам Брикар (Митца Брикар - Mitzah Bricard), в коллекциях Диора было огромное количество разнообразных шляп, но именно менингитка стала очень популярной в СССР, причем не только как шляпка, но и как вязаная зимняя шапочка, что довольно странно для страны с неласковым климатом. Впрочем, такие вязаные шапочки а ля Диор с конца 1940-х годов носили во многих странах мира, называя их половинчатыми шляпами или шапками (англ. Half Hat).
В конце 1950-х на улицах крупных городов можно было увидеть дам в замысловатых шляпах, в шляпках с вуалями. В тоже время очень большое количество женщин ходило в платках. Чрезвычайно модной деталью в эти годы являлись декоративные шляпные булавки и брошки.
Мечтой каждой советской женщины были лодочки на каблуке. Осенью многие носили ботиночки на шнурках и резиновые боты с отверстием для каблука, которые, по подобию обычных калош, надевались прямо на туфельки. Очень модными были туфли на рифленой каучуковой подошве, или, как принято было её называть, на «микропорке», на «манке» и даже «на тракторе». Некоторые ходили в такой обуви даже зимой, надевая туфли с толстыми чулками, так как зимних сапог почти не было. Вообще обувь была большой проблемой, и на советских женщинах нередко можно было увидеть босоножки, надетые с плащами и пальто, зимние пальто с резиновыми ботами. Многие носили валенки и бурки, низкие войлочные сапожки с молнией впереди, известные под названием «прощай молодость», большой удачей были утепленные низкие кожаные ботиночки на шнурках с маленьким каблучком. Такая модель ботинок, известная еще с 1940-х годов, отделанная сверху мехом, называлась «румынками» и являлась высшим шиком для российских модниц.
Крупнейшими обувными фабриками тех лет были «Восход», «Скороход» и «Парижская коммуна». В различных рекламных изданиях можно было увидеть большое разнообразие обуви – изящной и модной, но в магазинах особого изобилия не водилось. Модели, реально представленные в магазинах, были не столь элегантны, как на картинках. В ассортименте некоторых обувных фабрик имелись даже женские кожаные сапожки высотой до щиколотки на небольшом каблучке, известные в мировой моде как «русские сапожки», но такую роскошь могли себе позволить только те, кто доставал вещи исключительно по блату.
Платья оставались любимой одеждой советских женщин. Летние - из цветастых тканей, тканей в полоску, в горошек, в клеточку, а также с новомодными геометрическими и абстрактными рисунками. Теплые - преимущественно из однотонной шерсти, часто с белыми кружевными или маленькими круглыми воротничками, с пластронами, отделанные аппликациями, шнурами, вышивками, с миниатюрными пуговками, застегивающимися на воздушные петли и т.д. Самыми доступными из легких тканей были ситец, набивной поплин и штапель, выходные платья старались сшить из шелка, крепдешина, креп-жоржета. Популярны юбки в складку, плиссировка, широкие клетчатые юбки, узкие юбки и женственные блузки. Многие женщины отдавали предпочтение костюмам, правда, хороший костюм в СССР являлся дорогим удовольствием.
Когда в страну стала попадать информация о стиле Нью Лук женщины в крупных городах стали носить летние перчатки. Комплект, состоящий из костюма, шляпки, перчаток, сумочки и украшений, можно было заметить на модных респектабельных городских дамах. Такой образ пропагандировался в советском кинематографе. Конечно, одежда, которую можно было увидеть на большинстве простых советских женщин и одежда «избранных» были из разных гардеробных.
В 1950-е годы очень популярны всевозможные укладки на бигуди. Одной из самых модных женских причесок 50-х были волнистые волосы средней длины. Многие дамы, чтобы превратить прямые волосы в кудрявые, делали шестимесячную завивку. Прически из длинных и средней длины волос преобладали, но они стали менее вычурными, чем в 1940-е годы, сложные укладки сооружали только «на выход». Молодые девушки и женщины, как и в предыдущие годы, часто делали прически на основе разнообразных косичек. Короткие стрижки с завивкой, вошедшие в мировую моду, на манер Элизабет Тейлор, Джины Лоллобриджиды или Лолиты Торрес, только начали проникать в советский обиход.
Образы актрис из малочисленных иностранных кинолент и, конечно же, героинь советских фильмов служили образцами для подражания. Зарубежных звезд, ставших олицетворением модных тенденций 1950-х годов, советские зрительницы почти не видели. В прокате крутились трофейные киноленты 40-х, а новые иностранные фильмы закупались очень избирательно. Легендарная Элизабет Тейлор, приехав уже в 1960-е годы на один из Московских международных кинофестивалей, очень удивлялась тому, что на её появление в публичных местах советские люди практически не реагируют. Но ничего странного не происходило, просто фильмов с одной из знаменитейших мировых кинодив в СССР не было, как, впрочем, и со многими другими звездами первой величины. Редкие иностранные кинофильмы, в которых можно было увидеть модные женские образы, производили неизгладимое впечатление на неискушенных советских зрительниц. А образы современниц из советских кинолент становились пособием для создания собственного имиджа.
Косметикой пользовались по-прежнему мало. Любимым средством для макияжа оставалась губная помада. В магазинах преимущественно продавалась отечественная косметика и парфюмерия. Иногда кое-где в продаже появлялись иностранные товары, в основном из социалистических стран, спрос на них был огромный, расхватывалось все моментально. В 1950-е городские женщины начинают активно пользоваться услугами салонов красоты. В хороших парикмахерских и косметических кабинетах всегда были очереди. Отечественная пресса, особенно журналы для женщин, очень пропагандировали услуги профессионалов в области красоты и призывали прекрасную половину человечества помнить, что советская женщина должна быть модной и ухоженной.
Популярнейшими украшениями тех лет были брошки с натуральными полудрагоценными либо поделочными камнями, или бижутерийные, которые часто носили под воротничком блузки или платья, в разрезе платья, на лацкане жакета, на воротнике пальто, кроме того, их нередко прикалывали на шапочки и шляпки, закалывали шарфы. Также в числе любимых украшений были маленькие женские часики, особенно модель под названием «крабы», бусы и всевозможные подвески.
Супруги политических лидеров страны, номенклатурных работников высшего звена, крупнейших военачальников в то время почти не появлялись не публике, иногда в печатных СМИ или в кинохронике можно было увидеть «главных» советских жен. Увы, первая леди страны, Нина Петровна Хрущева, женщина с грузной фигурой и простецкой внешностью не могла претендовать на роль законодательницы советской моды, поэтому дамой номер один в стране считалась член президиум ЦК КПСС 1957-1961 годов Екатерина Фурцева, за стилем которой неустанно наблюдали советские женщины. Огромный интерес у представительниц прекрасного пола вызвал официальный визит в СССР в 1956 году лидера Югославии Иосипа Броз Тито, приехавшего с женой Йованкой. Именно эффектная югославская первая леди и являлась причиной пристального женского внимания.
Мужская массовая мода, как и женская, менялась на протяжении десятилетия крайне медленно. На мужчинах были надеты устаревшие массивные плащи и пальто из бобрика, драпа, сукна или диагонали, двубортные пиджаки с подкладными плечами из бостона, шевиота, трико, каверкота, широченные брюки со складками у талии и манжетами внизу (модная ширина по обшлагу брюк – 30-35 см), рубашки носили преимущественно белого цвета, либо в клеточку или полоску. По-прежнему распространены кепки, их носят и с костюмами, и с плащами, и с зимними пальто. В 50-е в обиход стали входить шляпы с полями, со временем, ставшие необходимым дополнением гардероба каждого элегантного советского мужчины. Зимой многие носили меховые шапки из каракуля и цигейки.
Лишь в конце 1950-х годов мужской силуэт постепенно теряет тяжелые и массивные формы, линия плеч пиджаков становится более покатой, многие носят короткие чуть приталенные пиджачки с широкими брюками, линия талии у брюк 1950-х годов подчеркнуто высокая. В моду входят полупальто, плащи с поясом, спортивные костюмы, состоящие из брюк-рейтуз, отделанных широкими резинками по талии и у щиколоток и свитеров, приталенные пиджаки спортивного типа с кокеткой на спине и с хлястиком. Под пиджак, на манер 1940-х годов, многие надевали трикотажные безрукавки, однотонные или с орнаментальным узором.
Модники старались приобрести ботинки на рифленой каучуковой подошве. Очень распространенной вещью молодежного мужского гардероба были курточки с контрастной кокеткой и несколькими карманами, еще с 1940-х годов получившие в народе название «хулиганки», кроме того, в Ленинграде их называли «москвичками», а в Москве «ленинградками». Такие укороченные курточки с молнией на груди, выпускались советскими швейниками в нескольких вариантах, а те, кому не досталось готовое изделие, носили импровизации, сшитые дома из старых вещей. Особым шиком были короткие спортивного покроя куртки на молнии, с накладными карманами на груди. Модно одетые юноши в кинофильмах очень часто носили подобные «фасонистые» курточки.
Так как мужской моде на страницах журналов практически не уделялось внимания, и публикации с мужской тематикой были крайне редкими, кинематограф оставался верным путеводителем, демонстрирующим модные тенденции для сильного пола.
Мужское бельё 1950-х годов - это белые кальсоны, легендарные черные и синие сатиновые «семейные трусы» и белые майки без рукавов, известные как «алкоголички», высокие хлопчатобумажные носки, которые надевали поверх кальсон и закрепляли специальными «носкодержателями, правильное название которых «подвязка мужская». Это было единственное средство, поддерживающее носок на ноге и не дающее ему сползти вниз, т.к. в то время носки в СССР выпускали исключительно без резинок. Чтобы они не спадали, нужно было пользоваться подтяжками, представлявшими из себя широкую резинку, закрепляющуюся под коленом, к которой прикреплялась следующая резинка с зажимом, удерживающим носок.
Летом, как и в предыдущие десятилетия, чаще всего носили белые парусиновые полуботинки, которые все также чистили зубным порошком, а также мужские сандалии. К концу 50-х годов в моду вошли узкие брюки-дудочки. Тех, кто их носил, тут же причисляли к стилягам. В середине 1950-х в стране появились первые нейлоновые рубашки, сделавшиеся суперпопулярными. В целом, мужской гардероб 1950-х не отличался большим разнообразием и элегантностью.
Свободно пойти и купить готовую одежду хорошего качества удобную, красивую и модную было не так-то просто. Многие люди при покупке одежды руководствовались такими критериями, как «ноское», «немаркое», и, конечно же, «дешевое», недаром в обиходе укоренилось выражение «дешево и сердито». Не то, чтобы в магазинах крупных городов было совершенно пусто, нет, в 1950-е товар стал появляться, но его катастрофически не хватало, одежда была очень однообразной, часто устаревших фасонов, с погрешностями в крое, а порой и с откровенным браком. Неплохие по качеству ткани, часто подводили расцветки и рисунки. В глаза бросалось несоответствие между рекламой, статьями о моде в периодических изданиях, журнальными моделями, документальными фильмами, повествующими о достижениях легкой промышленности и торговли, художественными фильмами о советской жизни и действительностью. Люди не ощущали себя ущербными и несчастными. Многие верили в будущее и жили с радостными надеждами на перемены в стане, искренне разделяли мнение о том, что Советская страна самая лучшая в мире, но не замечать расхождений между словами и реальностью все-таки не могли.
В 1953 году в Москве открывается ГУМ. Этот магазин становится символом столичного изобилия и благополучия. Советская пресса, взахлеб расхваливала чудо отечественной торговли.
В 1954 году на киноэкраны вышел художественно-документальный фильм «ГУМ - Государственный Универсальный Магазин», рассказывающий об идеальном и уникальном универсальном магазине, с образцовым обслуживанием, в котором можно всегда без проблем купить любой товар. Советский ГУМ действительно снабжался, так называемым дефицитом, проводил показы мод, выпускал свой журнал с моделями одежды, имел собственные ателье, а также знаменитую, закрытую для простых смертных двухсотую секцию. В этот «товарный рай» съезжался народ из всех уголков нашей необъятной Родины, а за дефицитом выстраивались огромные очереди. Одного ГУМа для СССР было явно маловато, да и показанное в фильме немного смахивало на сказку. На постановочных журнальных фотографиях можно было лицезреть невиданные иностранные товары, продающиеся только в спецсекции, типа знаменитых английских двухцветных ботинок spectator shoes.
До появления в 1960-е годы в СССР сети магазинов «Берёзка» в ГУМе (и в ряде других крупных универмагов) была секция для обслуживания загранработников. В специальном отделе ГУМа производилась выдача товаров, которые были заказаны по каталогу Внешпосылторга и оплачены по безналичному расчету через Внешторгбанк.
В 1954 году приказом совета министров в двухсотой секции ГУМа был открыт особый стол заказов, который со временем так и стали называть - двухсотая секция. Вход в секцию был с Красной площади. Никаких витрин и вывесок - деревянная дверь, звонок и милиционер, следивший за тем, чтобы не прорвался кто-то из непрошеных гостей.
Изначально стол заказов предназначался для обслуживания по высшему разряду иностранных делегаций, приглашенных высшими партийными и правительственными структурами. Вдруг кто-либо из высокопоставленных иностранных гостей захочет что-то купить, не вести же его в обычный универмаг. Ассортимент для спецсекции формировался в министерстве внешней торговли. Часть дефицита, за исключением ряда особо престижных товаров, выбрасывалась в свободную продажу и вызывала дикий ажиотаж среди простых покупателей. Остальное резервировалось для стола заказов, а проще говоря, оседало в 200-х сотой секции.
Среди привилегированной элиты страны тоже существовала своя иерархия. Постоянный пропуск в особую секцию имело высшее партийное и правительственное руководство страны и члены их семей (жены и дети), а также главы союзных республик. Родственники и знакомые по желанию вышеобозначенных товарищей могли посещать данную секцию в их присутствии. Для избранных рангом пониже - министров, депутатов, героев социалистического труда, академиков и еще целой вереницы избранных оформлялись одноразовые пропуска по особым заявкам. Разрешение на посещение закрытой секции иногда получали актеры, дикторы, манекенщицы и другие публичные люди, если им необходимо было представлять советскую страну за рубежом. Простым смертным перепадали милости с барского плеча, за которыми нужно было героически выстаивать огромные очереди. Вот такая система жизни в стране декларирующей всеобщее равенство. Закрылась легендарная 200-х сотая секция ГУМа в 1990 году. Сегодня на её месте располагается кафе.
В 1950-е годы продолжается послевоенное снижение розничных цен на различные группы товаров, вызывающее всеобщее ликование. Первое понижение происходит в 1951 году, а затем в 1953-м. Все средства массовой информации трубили об этом событии. Например, в апрельском номере журнала «Советская Союз» за 1953 год появилась заметка под заголовком «Для блага советских людей», в которой можно было прочитать следующее: «С чувством большой радости и гордости за свою социалистическую Родину восприняли советские люди постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза о новом снижении с I апреля 1953 года государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары. Это снижение — результат огромных успехов, достигнутых страной за минувший год в развитии промышленности и сельского хозяйства. Трудящиеся знают, что Коммунистическая партия и Советское Правительство выше всего ставят интересы народа. Обеспечение всеобщего благосостояния, счастливой и радостной жизни всех трудящихся - вот что является законом для партии Ленина - Сталина, для социалистического государства».
Несмотря на понижение розничных цен, многие бытовые вещи были недоступны для простых людей, им не хватало денег, чтобы их купить. Поэтому на пальто или костюм нужно было накопить, в гардеробе у многих женщин имелось одно выходное платье, украшений было немного, духи использовались по праздникам. Но в советской прессе появлялись статьи с призывами покупать, приобретать, наживать!
Люди, наивно верившие в светлое будущее, писали письма в Президиум ЦК КПСС, рассказывающие о том, как живется большинству советских тружеников. Вот одно из подобных посланий: «Члену Президиума ЦК КПСС и Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу Ворошилову К.Е. от члена КПСС - Маханько Семена Афанасьевича, проживающего в гор. Дрогобыче (УССР), ул. Васильева, 20, кв. 10.
Не знаю, как будет понято и оценено мое письмо, поскольку я с 1926 года воспитываюсь комсомолом и партией, поэтому считаю своим партийным и гражданским долгом сообщить Вам о нездоровых высказываниях рабочих и служащих материальными и духовными условиями жизни, а отсюда всевозможными нареканиями на КПСС и Советское Правительство. Дошло уже до того, что рабочие и служащие по всему Советскому Союзу открыто говорят, что нам только обещают улучшение материальных условий жизни, но в действительности эти условия все время ухудшаются и по сравнению с 1923-30 годами ухудшены в несколько раз, а против 1940-1947 годов не менее, чем в два раза, и т.д.
Вот пример: зарплата пом. прокурора Дрогобычской области как была в 1940 - 1941 гг., так и сейчас осталась 950 руб. в месяц, но по сравнению с 1926 - 30 гг. и 1940 - 47 гг. она ничего не стоит и расходуется, например, у меня на: подоходный налог - 76 руб., заем - 95 руб., квартплата - 76 руб., отопление (газ) - 100 руб., газета «Правда» (без нее нельзя) - 6 руб., ремонт обуви на 4-х человек - 30 руб., театр, хотя бы один раз в месяц по дешевке в 6 руб. билет на 4 чел. - 24 руб., за учебу дочери в муз. школу (она же должна развиваться всесторонне, имея отца с высшим образованием) - 100 руб. Я курящий, поэтому нужно хотя бы самые дешевые сигареты по 1.р.40 к. и спички - 45 руб. Никак не обходишься без заболеваний, поэтому на семью тратишь не менее - 50 руб. Итого за месяц -756 руб. 76 коп. Таким образом, от моей такой номинально большой зарплаты остается на питание 4-х человек семьи, одежду и обувь всего лишь 193 руб. 24 коп.
Однако это только при грубом подсчете, но в действительности от зарплаты не остается ничего, т.к. то на ремонт обуви, то на лекарство, то на отопление, то на учебники детям, то на мыло, то на автобус и т.п. расходуешь денег значительно больше, а на питание, приобретение одежды и обуви не остается ни копейки». Далее в письме написано: «Таким образом, если в 1940 - 47 гг. на зарплату в 950 руб. я мог неплохо жить с семьей 4 - 5 чел.., а в 1926 - 30 гг. на 65 - 125 руб. зарплаты с такой же семьей мог жить в два раза лучше, то в настоящее время моей зарплаты хватает только на оплату займа, подоходного налога, малосемейного налога и на весьма скудные духовные потребности (газеты, кино, радио и т.д.). Это я привел свои материальные и духовные условия жизни при наличии зарплаты 950 руб. в месяц. А как же живут десятки миллионов рабочих, служащих, шоферов, врачей, учителей, фельдшеров, инженеров, техников, агрономов, следователей, работников торговли, прокурорский работников, судов и т.д., получающих от 300 до 800 руб. в месяц и имеющих такие же семьи , как и моя? Многие миллионы из них живут очень хорошо, покупают самые дорогостоящие бостоновые костюмы, драповые пальто, шерсть, шелковые и креп-жоржетовые платья, золотые часы и т.п., а некоторые даже и автомашины. А за какие же деньги? Да за те, что занимаются спекуляцией остродефицитных товаров и продуктов, открытым и скрытым грабежом непосредственных производителей материальных благ и самого государства». Далее: «По всему Советскому Союзу (возможно кроме Москвы) драмтеатры, музкомедии, оперные театры и др. ежемесячно и ежегодно находятся в дефиците – «горят». И это не потому, что у нас ставят плохие спектакли, или люди не любят искусство, а потому, что у них не хватает денег на приобретение билетов. По этим причинам они даже в кино редко ходят и только на те картины, о которых говорят, что они хорошие, а про которые говорят, что они "неплохие", то вообще не ходят. Часто можно услышать и такие разговоры, что даже во время войны 1941 - 45 гг. и до денежной реформы 14.ХII-47 г. жить было значительно легче, чем сейчас, хотя уже с 1947 г. и произведено снижение цен 7 раз, т.к. до реформы они по карточкам обеспечивались продуктами и промтоварами по ценам 1940 - 41 гг., т.е. ниже теперешних в 3-4 раза, а то и больше.
В связи с этим я убедительно прошу Вас назначить время и вызвать меня к себе на прием, где я изложу Вам подробно о всех ненормальностях и путях их устранения. Член КПСС Маханько.»
Складывалась абсурдная ситуация, у людей не было денег на покупку ряда вещей, но при этом все было в дефиците, а хорошие товары, особенно импортные моментально раскупались. Понятия «дефицит» и «блат» продолжали укореняться в советской жизни. Все нужно было доставать, ко всему приспосабливаться.
В 1953 году в ЦК КПСС приняли постановление о мерах дальнейшего развития советской торговли. В связи с нехваткой ряда товаров народного потребления было решено повсеместно открыть комиссионные магазины. Комиссионки стали появляться одна за другой, торговля в них процветала.
Спекулянты, зарабатывали огромные, по советским меркам деньги, скупая и перепродавая ходовую продукцию, а советская пресса докладывала о нескончаемых достижениях легкой промышленности и торговли.
Система розничной торговли в СССР была устроена таким образом, что до населения доводилась лишь часть продуктов питания и потребительских товаров. Ряд товаров реализовывался через всевозможные распределители, в которых цены и ассортимент зависели от значимости прикрепленных к ним людей. Существовали различные системы торговли со специальным снабжением и ограниченным доступом, предназначающиеся для льготных категорий населения, например, ветеранов, докторов наук, членкоров и академиков. Существовали закрытые магазины для партийной элиты, высокопоставленных чиновников, генералитета и прочих привилегированных категорий.
Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. В РСФСР дефицит был наименьшим в Москве и Ленинграде, из союзных республик — в Прибалтике. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к одной из «категорий снабжения». Всего их существовало 4 (особая, первая, вторая и третья).
Модную и красивую одежду можно было увидеть на выставках, демонстрирующих достижения советских производителей, но она редко доходила до прилавков. Те, кто хотел одеваться модно и индивидуально либо учились шить, либо заказывали вещи в ателье, но в этом варианте было два подводных камня – нужно было купить соответствующую ткань и знать, у кого заказать пошив, настоящих мастеров становилось все меньше и меньше. Еще одним источником приобретения хорошей одежды были комиссионные магазины, ну и конечно, спекулянты. Работники торговли становились в стране «большими людьми», завести знакомство с продавцом из крупного универмага или товароведом из комиссионки хотели многие.
Зато советская реклама, существующая в своем собственном идеально-красочном мире, постоянно предлагала: «Купи, купи, купи!», - подкрепляя призывы чудесными картинками, преображающими до неузнаваемости товары народного потребления, рассказывая об их высочайшем качестве, а главное, о том, что на полках магазинов давно воцарилось полное изобилие.
В Большой Советской энциклопедии можно было прочитать, что: «Развитие рекламы в капиталистических странах вызвано борьбой за рынки сбыта, за получение максимальных прибылей. Помимо достижения чисто экономических целей, она используется для политической и идеологической обработки населения. С помощью средств рекламы, находящихся в руках монополий, осуществляется навязывание излишних потребностей, воспитание конформистских взглядов, насаждаются стандарты «массовой культуры», культ моды». Тогда, как: «В социалистических странах реклама, осуществляемая планомерно, отличается правдивостью. Она стимулирует спрос, способствует формированию новых общественных потребностей, повышению культуры потребления, развитию социалистической экономики и культуры».
Целый ряд товаров, которые нельзя было увидеть в свободной продаже, располагался на страницах «Товарного словаря СССР», являющегося одним из справочных изданий советской эпохи, предназначенного для ознакомления работников торговли с ассортиментом товаров народного потребления, выпускаемых советской промышленностью. Словарь был снабжен замечательными цветными вклейками, отпечатанными на прекрасной немелованной бумаге с тем особым шиком, который был так характерен для 1950-х и начала1960-х годов, взглянув на эти иллюстрации сразу можно было понять, что в стране все отлично!
Специализированные справочники и каталоги запечатлели на своих страницах массовые характерные для своего времени товары, которые на самом деле часто являлись огромным дефицитом.