«Когда у меня всерьез с какой-нибудь девушкой, я показываю ей «Рио-Браво», и лучше — мать ее! — чтобы ей это понравилось». Тарантино.
(из комментариев к статье)
Портрет художника в юности: Любимые фильмы Квентина Тарантино
20 января 2013, автор: Илья Канапский для сайта Кинопоиск.
"... Квентин Тарантино известен своими эклектичными кинематографическими пристрастиями. В честь выхода новой ленты режиссера — картины «Джанго освобожденный» — КиноПоиск вник в различные подборки фильмов, любимых постановщиком, и выделил среди них самое главное."
Списки любимых фильмов Квентина Тарантино — отдельный пункт его творческой биографии. Некоторые ленты, туда вошедшие, пользуются вниманием публики исключительно по той причине, что их ценит автор «Криминального чтива». Тем не менее уникальность различных топов именно этого режиссера примечательна тем, что из включенных в них картин можно понять не только общую повествовательную манеру, взятую постановщиком, но и высмотреть отдельные детали, сюжетные элементы и реплики, которые Квентин в дальнейшем беззастенчиво использует в собственных творениях.
Свои перечни любимых лент Тарантино озвучивал различным изданиям не раз, последний вариант датируется 2012 годом и составлен для Sight and Sound. Некоторые фильмы кочуют из списка в список, другие бесследно пропадают, а отдельные неожиданно возникают. Но тенденция в основном одна: автор «Бешеных псов» страшно любит кино 1970-х — периода, на который пришлось его становление, времени, когда в ходу был кинематограф, во многом сформировавший собственный режиссерский почерк Тарантино. Кроме того, Квентин не стесняется признаваться в любви одновременно общепризнанным шедеврам и совсем скромным жанровым работам.
В честь выхода новой и очень характерной для постановщика ленты «Джанго освобожденный» КиноПоиск вник в различные подборки фильмов, любимых режиссером, и выделил среди них очевидную классику, малоизвестные образцы и основные направления (в эту категорию в основном вошли жанрово схожие картины, редко появлявшиеся в списках либо часто упоминавшиеся в интервью), ценимые постановщиком.
ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА
1) «РИО БРАВО» (1959)
Важный вестерн Ховарда Хоукса, повествующий о противостоянии стражей правопорядка (во главе с Джоном Уэйном) и банды, жаждущей освободить своего соратника, был снят в пику знаковой работе Фреда Циннемана «Ровно в полдень», посвященной борьбе одиночки. Обе ленты давно стали неоспоримой классикой. Впрочем, картина Хоукса во всевозможных списках лучших всегда обгоняла фильм с Гари Купером. Среди поклонников «Рио Браво» числится и Тарантино, неизменно ставящий вестерн на второе место в своих перечнях. Однако в 2012 году из его списка, составленного для журнала Sight & Sound, картина все же вылетела.
2) «ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ» (1966)
Спагетти-вестерны — одно из главных эстетических увлечений Тарантино, а Леоне находится в числе наиболее чтимых им авторов. «Хороший, плохой, злой» же — это самая известная картина итальянца, которую Квентин регулярно восхваляет в своих интервью и никогда не убирает из списков любимого.
3) «ТАКСИСТ» (1975)
Еще один знаковый фильм мирового кино, «Таксист» напрямую цитируется Тарантино в «Бешеных псах», где режиссер схожим образом уводит взгляд камеры от сцены с отрезанием уха, тогда как в картине Скорсезе похожий момент происходит в эпизоде со звонком Трэвиса Бикла. Тарантино уважает Скорсезе не меньше Леоне. Помимо «Таксиста», он обожает «Злые улицы», а вступительная сцена в кафе из «Бешеных псов» по манере съемки напоминает многочисленные ресторанные эпизоды из «Алиса здесь больше не живет».
4) «КЭРРИ» (1976)
Влияние Брайана де Пальмы настолько очевидно в фильмах Тарантино, что последнему даже необязательно было публично упоминать этого классика американского кино. Длинные планы, которые постоянно использует де Пальма, Тарантино пробует и в «Бешеных псах» (мистер Блондин идет к машине за канистрой), в «Криминальном чтиве» (сцена в кафе и проход Бутча к дому), «Убить Билла» (героиня Дэрил Ханны идет к палате, где лежит Ума Турман) и много где еще. В «Билле» Квентин также задействует и полиэкранию — еще один фирменный прием де Пальмы. Помимо «Кэрри», создатель «Джеки Браун» ценит «Прокол» 1981 года (он входил не в один его список, в том числе для журнала Empire). Во многом эту ленту Тарантино приводит в пример, когда говорит о драматических способностях Джона Траволты, по-новому раскрытых им в «Криминальном чтиве». Желание снять именно Траволту было подхлестнуто тем, что Тарантино ценил его ранние ленты, в то время как на момент съемок «Чтива» карьера звезды «Лихорадки субботнего вечера» практически рухнула, в результате чего он был вынужден снизойти до съемок в очередном нелепом сиквеле когда-то успешной комедии «Уж кто бы говорил». (да, Квентин буквально спас карьеру Джона, я бы добавила и второе пришествие Курта Рассела , которого мы могли набдюдать в Доказательстве смерти, и Вальца, конечно, которого Квентин просто зажег на голливудском небосклоне как ярчайшую звезду)
5) «ЧЕЛЮСТИ» (1975)
Эпохальный триллер Стивена Спилберга режиссер ставит в один ряд с «Таксистом» и «Кэрри», называя данные ленты великими образцами «крутого кино». Несмотря на очевидность такого выбора, Тарантино очень ценит ранние фильмы Спилберга за эстетику 1970-х и принадлежность режиссера к тогдашней американской «новой волне», наложившей свой отпечаток на все картины Квентина.
6) «АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ» (1979)
Беспрецедентный военный шедевр Френсиса Форда Копполы никогда не вылетает из тарантиновских топов. Вдобавок с лентой 1979 года Квентин сравнил своего «Убить Билла»: сцена с резней в «Доме голубых листьев» для Тарантино как собственный эпизод с копполовской вертолетной атакой.
7) «ПОД КАЙФОМ И В СМЯТЕНИИ» (1993)
Ретродрама Ричарда Линклейтера снискала культовую популярность на родине и без посредничества Тарантино, тем не менее режиссер чтит «Под кайфом и в смятении» за его ностальгическое мироощущение и тщательное воспроизведение духа 1970-х, а также называет лучшим тусовочным фильмом всех времен. (!!! Вообще не видела, нужно смотреть...)