header
Вверх страницы

Вниз страницы

О сериалах и не только

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О сериалах и не только » Актрисы кино » Лия Ахеджакова


Лия Ахеджакова

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Лия Ахеджакова

http://i036.radikal.ru/1102/e3/9981b25f51ee.jpg

Родилась в Днепропетровске. Предки Лии Меджидовны были актерами: мать, Юлия Александровна, – ведущей актрисой, а отец, Меджид Салехович Ахеджаков (в 1940 г. окончил ГИТИС, а позднее Высшие режиссерские курсы в Ленинграде), – главным режиссером Адыгейского областного драматического театра имени Пушкина.Предки не желали дочери такой же, как у их, судьбы. Они хотели для нее о чем-то надежном, основательном – доктор, инженер, биолог. Послевоенный майкопский театр – тема для отдельного разговора. Нужно было пропахать весь Краснодарский край, вспоминает Лия Меджидовна, чтобы не голодать, чтобы прокормить всю труппу.

Мама часто болела. Лия Ахеджакова вспоминает, как просыпалась в «холодном поту», прислушиваясь, дышит ли мама. С юношества преследовал этот кошмар – мамы не станет.
В данной неловкой девочке, но, рано проявилась внутренняя сила. Упорство, а точнее, доверие к себе помогли ей стать актрисой. Когда в 17 лет она обходила практически все московские студии с вопросом, не испытывают ли они потребности в актрисах, ей рекомендовали поразмыслить о другой профессии. В приемной комиссии 1-го из театральных вузов ей посочувствовали: вы проф девочка, но не стоит портить себе жизнь, актрисой вы никогда не станете. Но она-то знала, что станет. Поступила в случайный институт, занималась в самодеятельности, больше убеждаясь, что без театра ей не жить. И у нее все вышло. Она поступила в адыгейскую студию ГИТИСа (курс М.П. Чистякова).

Среди ее замечательных параметров – соблазнительность отваги, «мальчишеская» решимость идти до конца, наперекор всему. Практически все ее героини ведут диалог с жизнью на языке ультиматума. Ахеджакова умеет добиваться своего… «путем мирных переговоров». А это, несмотря на кошмар, просит не только мужества, ну и мудрости… Кто-то из великих произнес: спецом становишься, когда привыкаешь к кошмару. Ахеджакова не столько преодолела свой кошмар, сколько «приручила» его. Она стала такой же «укротительницей страхов», как Бугримова стала укротительницей тигров.

По окончании ГИТИСа Лия Ахеджакова в 1960-1977 годах работала в Столичном ТЮЗе. Ее снаружи неприметный вид громоздил перед ней, казалось, непреодолимые преграды: неуклюжая, неловкая, непрактичная, но зато упрямая… Плюс ко всему, стремящаяся повсевременно и во всем быть первой (золотая медалистка!), лишь на собственных аспектах. Приехав в Москву, она знала, пожалуй, маленькое, – право на место под солнцем придется завоевывать. Этому, как и многому другому, пришлось учиться с нуля.

Лия Ахеджакова начинала как актриса травести. Среди ее наилучших ролей тюзовского периода: Тараска Бобунов («Будьте готовы, Ваше высочество!» по Л. Кассилю), ослик Иа-Иа («Винни-Пух и его друзья» по А. Милну), Бабушка («Я, бабушка, Илико и Илларион» по Н. Думбадзе), Женька («Мой брат играет на кларнете» А. Алексина), Дениска Кораблев («Пожар в пампасах, или Подвиг во льдах» по В. Драгунскому), Пеппи («Пеппи Длиннющий чулок» по А. Линдгрен) и др.
Годы, проведенные в ТЮЗе, где она играла мальчиков, девочек, поросят, петухов и даже нелепые утюжки, Ахеджакова долгие годы считала «потерянным» для себя временем. На данный момент она уверена: судьбу необходимо принимать смиренно. И когда пришла пора расстаться с ТЮЗом, ушла из театра решительно и бесповоротно. Ушла в «Современник», понимая, что все придется начинать с незапятнанного листа – от ролей до отношений с новым коллективом. Она и в «Современнике» долго сидела без работы, считая себя никому не пригодной. Но, как ни умопомрачительно, неуверенность в себе, боль и отчаяние время от времени даже полезны для творческой личности. Никто не знает, из какого «сора» или «сюра» выросли фаворитные «цветы» Лии Меджидовны.

Своим возлюбленным режиссером она считает А.В. Эфроса, хотя работала с ним один раз. Эфрос, в ее представлении, – узенький психоаналитик: он умел подобрать «ключик» к каждому, с кем работал. Уроки Эфроса Лия Меджидовна считает бесценными для себя,помнит его потрясающие спектакли, его репетиции и «мастер-класс» с молодыми актерами Москвы.
В российские времена, когда актриса только начинала, существовал штамп «положительного героя». В канон «положительности» Ахеджакова никаким образом не вписывалась. Ее героини очень похожи на нее саму. «Я же не могу про себя сказать, – в запале восклицает Лия Меджидовна, – положительный я человек или отрицательный! Я человек. Я плачу. Мне больно.Смеюсь и делаю непоправимые ошибки.»

Лия Меджидовна принадлежит к актерам, дискредитировавшим героический штамп, обнаружившим самобытность в лицах не только неприметных, ну и как бы живущих на «обочине» дам.
Ахеджаковские героини – «девочки-старушки» – ни на кого не похожи, они – единственные в своем роде. В их, как как будто наугад вырванных из очереди, с троллейбусной остановки, нет ничего общего ни с пафосными соц героинями, – к примеру, с мэром Елизаветой Уваровой, которую в «Прошу слова» блистательно сыграла Инна Чурикова, ни с «лириками» конца 1970-х, ни с чарующими деревенскими бабами Нонны Мордюковой. Вслед за Ахеджаковой, вместе с Ахеджаковой на сцену и на экран пришли новые, необычные героини – те самые и в том обличье, кто попробовал не «уступить жребию», а то и переломить судьбу…
Основная специфика Ахеджаковой как актрисы – способность быть «локатором» личного, личного, отклоняющегося от предписанной «нормы», – способность не прикидываться, не играть, а взаправду быть уязвленным «инородцем», «бормочущим комком слов».

Ахеджакова не просто комическая или трагикомическая актриса, она, на самом деле, актриса трагедийная, и это, как и в случае с великой Фаиной Раневской, обрисовывает изюминка ее судьбы (страшно проводить такую параллель, но М. Туровская писала про Раневскую, что та становилась тем современнее, чем меньше ей удавалось сыграть…).
В кино и театре Ахеджакова сыграла множество ролей – от первых рязановских картин до телесериала В. Фокина «Пятый ангел», где ее героиня Сарра проживает на экране целую жизнь от зрелости до глубочайшей старости. Актриса пробовала себя в разных стилевых и жанровых направлениях: от гротеска, фактически шаржа («Мелкий бес», «Стена», «Мы едем, едем, едем»), до глубинного психологизма («Восточная трибуна», «Трудные люди», «Крутой маршрут», «Старосветская любовь», «Предупреждение малым кораблям», «Подсолнухи»).

Одной из первых ее запомнившихся киноролей стала роль Аллочки в кинофильме М. Богина «Ищу человека». Актриса мелькнула на экране на какие-то 3-4 минуты. Но для тех, кто видел картину, минуты эти стали незабываемыми.
Хоть какого прохожего можно разбудить ночью, и он вспомнит Ахеджакову в эпизодах именитых рязановских кинофильмов «Ирония судьбы» и «Служебный роман», где она сыграла учительницу Таню и секретаршу Верочку.
В любом самом маленьком эпизоде она умеет зацепить зрителя реально происходящей жизнью.
В ее безымянной даме из «20 дней без войны» Алексея Германа звучит тема не дамского, а человеческого плюсы, боли, надежды. Тема уникальности, эксклюзивности человеческой личности.

И все же в зрительском сознании Ахеджакова была и остается актрисой, остро чувствующей смешное, умеющей «рассмешить» как бы невзначай – просто и элегантно. Ведь плюс ко всему иному, Ахеджакова к  тому же искрометный клоун. Выбирая эту актрису на роль, режиссер, как снайпер, «зарабатывает очки». Потому что Ахеджакова – беспроигрышное «стратегическое оружие». Хотя даже ее комедийность – нетипична, за ней невооруженным глазом читается грустная иронию Лии Меджидовны.
Все помнят секретаршу Верочку из кинофильма «Служебный роман». Эта роль – один из ярких экранных скетчей актрисы. Казалось бы, всего-навсего какая-то секретарша какого-то скучного статистического учреждения. Но роль строилась Рязановым специально «под Ахеджакову».

В ахеджаковской Верочке есть «изюминка» – она краса, душка, вроде бы на сто процентов рядовая секретарша (чуток ли не самая популярная среди персонажей кинофильма); и все же в ней – нежданность, парадоксальность, как бы выхваченные из истинной жизни, но так время от времени пробивающиеся на экран.
Секретарша Верочка. Вот она прибегает на работу. Худенькая, складная, одетая по последнему «писку», «железно» в себе уверенная. Она в курсе всех новейших течений – жизни, моды и т. д. В данном статистическом учреждении она совершенно не ощущает себя «пешкой» или «винтиком», скорее – главным научным консультантом в области новейших течений жизни. Образ Верочки-секретарши высветил принципиальные грани актрисы Ахеджаковой. «Блочное», типовое становится у нее неожиданным, подвижным как ртуть, готовым обернуться своей изнаночной стороной. Уморительное, смешное в героине – не просто здоровая реакция на «абсурд» бытия. Комедийность вида проистекает из диалектически узенького понимания актрисой глубинных пластов экзистенциального. Ведь «человеческое, только человеческое» само по себе и смешно, и грустно. Верочка вербует зрительские сердца своим природным соблазнительностью, тем, что она вся «как на ладони».

Во времена, когда чуток ли не все в нашей жизни было по-бухгалтерски «задокументировано», кажется, она одна умеет радоваться и получать удовольствие от жизни и этим своим талантом щедро делится с окружающими.
Ахеджакова – это повсевременно голос обнаженной души, которому веришь слету и безоговорочно. Да, ее героини некординально нелепые и смешные. Лия Меджидовна и в обыденной жизни «другая», не такая, какой мы приготовились ее узреть.
Вспомним Ахеджакову хотя бы марширующей в колонне зэчек в «Крутом маршруте» Е. Гинзбурга. Даже в строю, в колонне она выбивается из общей массы! Потому что и в арестантской робе она – «курсив» и «красная строка»… И так в любом спектакле!
Талант Ахеджаковой в высшей степени демократичный, понятный хоть какому зрителю, а вместе с тем умный и узенький. Она – «наш делегат», она как как будто говорит за всех нас, она памятлива народной памятью, мудра народной мудростью. К тому же это в высшей степени дисциплинированная и собранная актриса. Самобытная, ни на кого не похожая… Ее комедийные персонажи шире, глубже того, что было прописано в сценарии или пьесе хоть какой из сыгранных ею комедийных ролей. Но настоящий, большой успех приходит к актрисе тогда, когда она становится соавтором роли. Так было в «Персидской сирени» Н. Коляды (режиссер Мильграм) или в его же «Мы едем, едем, едем» (режиссер Волчек).

Героини Ахеджаковой – бедолаги, попадающие из одной трудности в другую. Но мы и любим их за то, что они – неловкие, некрасивые, несчастные. На самом деле, наш восторг вызывает то, что при таких-то качествах, при такой неумелости и неприспособленности они неожиданно выстаивают, выживают и, кто бы мог поразмыслить, вопреки всему побеждают!
Ее Вера Семенихина из «Восточной трибуны» (режиссер Л. Хейфец) – максималистка и прожектерка, слышащая далекую «музыку», в то же время прочно стоит на ногах, подрабатывает санитаркой на «Скорой», т. е. никак не витает в эмпиреях. При внешной непритязательности Вера – стойкий «оловянный солдатик» жизни, узенький самобытный философ. Битая-перебитая жизнью, она остается ее рыцарем с чрезвычайно внятным кодексом чести, и этого у нее никому не отнять.

Наружность травести и комедийный природный дар лишь усиливали рвение актрисы стать героиней. Это рождало «смешную» клоунскую эксцентрику. В спектакле «Стена» (1987) Маргарита Мостовая, провинциальная эстрадная дива, неуклюжая, нелепая и смешная, ощущает себя чуть ли не… Эдит Пиаф. Разумеется, это смотрится карикатурой, шаржем, пародией. Режиссер Р. Виктюк довел до цирковой «кондиции», до трюковой точности способность Ахеджаковой превращать неописуемое, невозможное – в достоверное, а фантастичное делать как бы разлитым в воздухе, т. е. при всей нелепости таким, до чего же же просто можно «дотянуться руками».
Одна из самых замечательных ахеджаковских ролей – Пульхерия Ивановна из «Старосветской любви» – кружевная, ювелирная работа, – вот где «проколы и прогулы» пульсируют, живут, дышат.

Признание и награды

Заслуженная артистка РСФСР (1970)
Призы международных кинофестивалей в Варне и Локарно
Государственная премия СССР (1973)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979), за исполнение роли секретарши Верочки в фильме «Служебный роман» (1977)
Премия «Ника» (1991) — «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Небеса обетованные» (1991)
Народная артистка России (1994)
Премия «Ника» 2007 — «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Изображая жертву»

+1

2

http://s006.radikal.ru/i214/1102/5b/da92d19a827b.jpg

Творчество

Роли в театре

Московский ТЮЗ

1961 — «Будьте готовы, Ваше высочество!» по Л. А.Кассилю — Тараска Бобунов
«Винни-Пух и его друзья» по А. Милну — ослик Иа-Иа
«Я, бабушка, Илико и Илларион» по одноимённому роману Н. В. Думбадзе — Бабушка
«Мой брат играет на кларнете» А. Г. Алексина — Женька
«Пожар в пампасах, или Подвиг во льдах» В. Ю. Драгунскому — Дениска Кораблёв
«Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен — Пеппи

Московский театр «Современник»

1977 — «Из записок Лопатина» К. М. Симонова — Актриса
1977 — «Эшелон» М. М. Рощина — старуха
1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана — Секретарь Сакулина, Кучкина
1978 — «Вечно живые» В. С. Розова — Аносова
1979 — «Мы не увидимся с тобой» К. М. Симонова — мать Гурского
1980 — «Спешите делать добро» М. М. Рощина — тётя Соня
1985 — «Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской. Режиссёр: Р. Г. Виктюк — Света, Галя, Ау, Коломбина
1987 — «Стена» А. М. Галина. Режиссёр: Роман Виктюк — Мостовая
1987 — «Восточная трибуна» А. М. Галина. Режиссёр: Л. Е. Хейфец — Семенихина
1988 — «Мелкий бес», по Ф. К. Сологубу. Режиссёр: Р. Г. Виктюк — Варвара
1989 — «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург — Зина Абрамова
1992 — «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа — Рахель
1993 — «Адский сад» Р. Майнарди. Режиссёр: Р. Г. Виктюк — Челеста
1995 — «Виндзорские насмешницы» Шекспира — миссис Форд
1996 — «Мы едем, едем, едем…» Н. В. Коляды — Зина
1997 — «Предупреждение малым кораблям» Т. Уильямса — Леона
2001 — «Селестина» Н. В. Коляды (по мотивам одноименной пьесы Ф. де Рохаса) — Селестина

Роли Лии Ахеджаковой в других театрах

1996 — «Песня о Волге, или Сталинградская битва», реж. Р. Л.Габриадзе — Муравьиха-мать, озвучание
2006 — «Фигаро. События одного дня», по пьесе П. Бомарше (реж. К. С. Серебренников) / «Театральная компания Е. В. Миронова» — Марселина

Фильмография

1968 ф Возвращение Петя, сын старшины
1970 мф Синяя птица
1970 мф Отважный Робин Гуд
1973 ф Ищу человека Алла Кузнецова
1973 мф Шапка-невидимка
1974 ф Таня Дуся, домработница
1974 ф Ищу мою судьбу
1974 ф Иван да Марья Аграфена, царевна
1975 ф Ирония судьбы, или С лёгким паром! Таня
1975 ф Пошехонская старина Полька
1975 ф У самого Чёрного моря Виола
1976 ф По секрету всему свету Елизавета Николаевна, учительница географии
1976 ф Двадцать дней без войны Женщина с часами
1977 ф Журавль в небе
1977 ф Служебный роман Вера, секретарша
1977 мф Жихарка
1978 ф Красавец-мужчина Лупачева
1978 ф Когда я стану великаном Джульетта Ашотовна
1978 ф Подарок чёрного колдуна Пугалица
1979 ф Поговори на моём языке
1979 ф Москва слезам не верит Ольга Павловна, директор клуба
1979 ф Гараж Малаева
1980 ф О бедном гусаре замолвите слово Лу-Лу
1981 ф Восьмое чудо света Юлия Ермолина
1981 ф Куда исчез Фоменко? Алина
1981 ф Отпуск за свой счёт Ирина
1982 мф Алиса в зазеркалье
1983 ф Кое-что из губернской жизни Мерчуткина
1983 ф Талисман Незнакомка
1983 ф Мама Ануш Ануш
1983 ф Где-то в губернском саду
1984 ф Маленькое одолжение Тома
1984 ф Медный ангел Росита
1984 ф Осенний подарок фей Фея Печали
1986 ф Игра хамелеона Ирма
1986 ф Повод
1986 ф Размах крыльев Пассажирка 1 салона
1987 ф Другая жизнь
1987 мф Крот
1988 ф Грешник Зина
1988 мф Свирепый Бамбр
1989 ф Бродячий автобус Зина, администратор
1989 ф Софья Петровна Кипарисова
1990 ф Допинг для ангелов Нина
1990 ф Сукины дети Нанайцева
1990 ф Мордашка Зоя Николаевна
1990 мф По следам Бамбра
1991 ф Небеса обетованные Фима
1991 мф Ловушка для Бамбра
1991 мф На чёрный день
1992 ф Я хотела увидеть ангелов Мать Жени
1992 ф Семь сорок
1991 мф Глаша и кикимора
1993 ф Бездна, круг седьмой
1991 мф Муравьиный ёжик
1994 ф Трень-брень Маша
1995 ф Московские каникулы Аферистка
1995 ф Бред вдвоём
1997 ф Вино из одуванчиков
1977 мф Незнайка в Солнечном городе
2000 ф Старые клячи Люба
2003 с Пятый Ангел Сара
2004 с Узкий мост
2006 ф Изображая жертву «Японка»
2006 ф Андерсен. Жизнь без любви Гадалка
2006 ф Странное Рождество Люся
2007 ф Потапов, к доске! Таисия Ивановна
2007 ф Ветка сирени Анна Сергеевна, жена Зверева
2007 ф Дюймовочка Мышь
2008 ф Четыре возраста любви «Зима»
2009 ф Книга мастеров Баба Яга
2009 ф Банкрот Сваха
2010 ф Любовь-морковь 3 Елизавета Николаевна

0

3

http://s45.radikal.ru/i109/1102/09/a9647c45da4a.jpg

http://s49.radikal.ru/i126/1102/a3/3125934676e5.jpg

http://s57.radikal.ru/i158/1102/40/e1c13c207aa4.jpg

http://s001.radikal.ru/i194/1102/30/ff0905aa1b25.jpg

http://i055.radikal.ru/1102/8f/1c5059c187b0.jpg

http://s45.radikal.ru/i109/1102/c2/dbb8f4da0cd6.jpg

http://i026.radikal.ru/1102/5d/276c18efa1e8.jpg

http://s011.radikal.ru/i317/1102/8d/c1c93497b84e.jpg

http://s005.radikal.ru/i210/1102/06/9abb97e3d0a8.jpg

+1


Вы здесь » О сериалах и не только » Актрисы кино » Лия Ахеджакова